Угроза техногенной катастрофы, о которой уже давно предупреждали российские ученые, похоже, приобретает вполне реальные очертания. Все чаще лопаются трубы теплотрасс, выходит из строя оборудование крупных предприятий, что нередко влечет за собой человеческие жертвы. Но больше всего пугают людей участившиеся в последние месяцы случаи взрывов бытового газа, из-за чего десятки семей по всей России лишились жилья. Специалисты МЧС и пожарной охраны объясняют эти происшествия не только неосторожностью при обращении с газовыми приборами, но и изношенностью домовых газовых сетей и дефектами самих плит, давно уже нуждающихся в замене.
В советское время с заменой газовых плит и водогреев никаких проблем не было. В городском бюджете была прописана строка, предусматривающая финансирование этой нехитрой операции. Традиционным был и профилактический осмотр газового оборудования в квартирах ленинградцев. Владельцы плит впускали в свое жилище работника "Ленгаза" раз в два года, водогреев - раз в год. Все работы проводились абсолютно бесплатно. При этом масштабы замены оборудования были весьма внушительны: более 30 тысяч плит и 7 тысяч водогреев ежегодно. Но с приходом рыночных отношений все изменилось.
"Все дело, как всегда, в финансировании", - сказал корреспонденту "Смены" заместитель генерального директора "Ленгаза" по внешнеэкономическим связям Алексей Семенов. Во-первых, в 1991 году строка, предусматривающая целевое финансирование профилактических осмотров и замен квартирного газового оборудования, исчезла из городского бюджета напрочь. И больше уже не появлялась. Предполагалось, что "Ленгаз", ставший частным предприятием, будет оплачивать эти расходы за счет сбора абонентской платы с населения. Но, увы, этим надеждам не суждено было сбыться.
Как бы мы ни ругали советскую экономическую политику, многое в ней было четко продумано. Так, средства, заложенные в горбюджете на замену плит и водогреев, не просто "сбрасывались" из Москвы, а собирались именно за счет абонентской платы. Механизм был продуман таким образом, что тарифы для населения вдвое превышали ставки для предприятий и иных юридических лиц. Таким образом, финансирование замены газового оборудования в жилых домах проводилось за счет сборов с самих квартиросъемщиков. Как следствие - идеальная замкнутая финансовая цепочка, позволявшая всему механизму работать без сбоев. Идеологи рынка, вероятно, рассчитывали, что она сохранится и в новых условиях. Ан нет. Цепочка разорвалась с такой силой, что ее звенья уже, наверное, никогда не удастся свести вновь.
Причина - введение свободных цен. С начала 90-х годов "газовые" тарифы стали быстро расти. "Ленгаз" же просто не мог позволить себе адекватно повышать тарифы для населения, так как финансовые возможности явно отставали от темпов роста цен. В итоге уже в первой половине минувшего десятилетия общий объем сборов с населения Петербурга сравнялся с затратами "Ленгаза" на покупку "голубого золота", а временами даже не компенсировал их полностью. Таким образом, свободных средств на осуществление замены плит и водогреев у предприятия попросту не осталось. Хотя в последние годы "Ленгаз" все же пытался в меру своих сил заменять уж очень аварийное оборудование в квартирах горожан. По сути, себе в убыток. Но с прошлого года прекратилась и эта практика. Отныне как профилактические проверки и ремонт, так и замена производятся только по заявкам от граждан и за отдельную плату. То есть газовая плита по сути приравнена к таким видам личного имущества граждан, как сантехника, телевизор и телефон.
Понятно, что большинство из нас в этой ситуации будет действовать согласно традиционному русскому правилу: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Неспециалисту трудно определить, насколько исправна газовая плита. Лишь почувствовав запах газа, человек наберет телефон "аварийки". А если утечка произойдет ночью, когда все домочадцы спят? Увы, немалая часть трагических происшествий последних месяцев имела именно такой сценарий. ЧП можно было бы предотвратить, если загодя заказать профилактический осмотр. Но кому придет в голову тратить деньги из и без того скудного семейного бюджета?
Между тем ситуация с каждым годом становится все более угрожающей. Ведь газовое оборудование имеет свой расчетный срок службы. Как только он истечет - трагедия может произойти в любой момент. Между тем сегодня в квартирах петербуржцев стоят 1 миллион 300 тысяч газовых плит и около 300 тысяч водогреев. Как это ни печально, но многие из нас живут на пороховой (точнее - газовой) бочке.
Игорь ЧЕРЕВКО
За минувший год в Петербурге зафиксировано 23 аварии и несчастных случая, связанных с использованием бытового газа. Из них две - в результате самовольной установки и ремонта газовых приборов. Столько же - из-за неисправности газового оборудования и нарушения правил хранения в квартирах газовых баллонов. Восемь аварий произошло из-за нарушения правил эксплуатации плит и водогреев, девять - ввиду отсутствия тяги в дымоходе водогреев. Общее количество пострадавших - 40 человек, один из них погиб. В январе этого года произошло уже четыре аварии.
Как свидетельствует статистика, основной причиной всех ЧП, связанных с использованием бытового газа, является халатность самих жильцов. Хотя, конечно, если бы профилактические осмотры плит и водогреев проводились, как прежде, аварий было бы гораздо меньше. Но здесь вся ответственность опять же ложится на самих жильцов, не желающих или просто забывших о том, чтобы "заказать" инспектора "Ленгаза". Депутаты петербургского закса тем временем приняли решение сформировать специальный фонд для финансирвоания закупки и замены газовых плит и водогреев в квартирах малоимущих горожан. Точная сумма пока неизвестна, но, по предварительной информации речь может идти о 600 единицах газового оборудования.