Пожалуй, самый известный советский и российский модельер Вячеслав Зайцев скончался в возрасте 85 лет 30 апреля 2023 года. Пока все наперебой вспоминают, кого из звезд одевал Зайцев и как заслужил статус «Красного Диора», «Фонтанка» вспомнила некоторые знаковые образы мастера и попыталась проследить, откуда и куда вела эволюция его фирменного стиля.
1983 год
Вячеслав Зайцев, которого к этому времени в зарубежной прессе уже окрестили Красным Диором, был лишен возможности выезжать в капиталистические страны. Его коллекции за рубежом показывали без него, а модели одежды, которым рукоплескали иностранцы, не допускали в массовое производство. Поэтому то, что мы видим на этом архивном фото, — лишь мечта о том, как могла бы выглядеть прогрессивная советская женщина в начале восьмидесятых.
Контрастные цвета, крупные детали, графичные силуэты, широкие плечи и головные уборы, отсылающие к традициям авангарда. При этом модельер отказался от использования ярких принтов, павловопосадских платков и ивановских ситцев, его образы становятся лаконичнее. Представленные на фото пальто и шляпы выглядят вполне носибельно не только на подиуме и в целом отражают модные тенденции тех лет: современная женщина должна быть сильной, активной и яркой. В этот период Зайцев занимается подготовкой коллекции моделей для промышленной выставки СССР в Загребе. Побывать на этом показе ему не удалось: не выпустили из страны.
1985 год
В этой коллекции кутюрных нарядов модельер полностью отказывается от цвета, делая ставку на фактурную вышивку и сочетания «царских» мотивов с головными уборами в народном стиле. Примерно так могли бы повязывать платки крестьянки XIX века, пока их современницы дворянского происхождения томятся в особняках в платьях «ампир». Многоярусные колье, которыми дополнены образы, выглядят как отсылка к эпохе модерн. Надо отметить, что женщина, для которой созданы эти платья, — идеальная до бестелесности: крой лифа, переходящего в пышный подол, скрадывает любые признаки груди даже там, где она, возможно, имеется.
2004 год
Зайцев в зените признания и успеха. Наряд соответствующий — вычурный и даже несколько театральный, сочетающий в себе все лучшие приемы модельера сразу. Здесь и вышивка, и ткани разных фактур, мотивы русского народного костюма в головном уборе, золото, парча и внезапно чуть ли не портьерные кисти в отделке. И совершенно умопомрачительная многослойность — с ходу и не скажешь, из скольких элементов состоит этот костюм.
Сегодня, рассуждая о моде, принято говорить о «ДНК бренда». Видимо, на этом снимке зафиксирован момент, когда эта ДНК стала очень затейливой. Широкоплечая и решительная женщина 80-х превратилась в жар-птицу.
2010 год
Сегодня, глядя на этот снимок, очевидно, что Модный дом Славы Зайцева понял, что все деньги мира вот-вот окажутся в Китае, раньше, чем многие биржевые аналитики. Здесь деконструкция традиционного костюма становится творческим методом. А значит, в ход могут идти не только павловопосадкие платки, но и маньчжурские орнаменты и платья-ципао. Сам Зайцев тогда говорил, что для создания коллекции использовались «обычные бюджетные ткани, привезенные из Китая». Так что, если вам показалось, что во что-то такой же расцветки могла быть одета официантка из китайского ресторана, вам не показалось.
При этом в образах чувствуется присутствие девяностых — именно тогда в жизни российских женщин появились «дольчики», как в те времена называли цветные колготки для взрослых.
2010 год
Двадцатый модный сезон Russian Fashion Week открылся в Конгресс-центре ЦМТ в 2010 году 1 апреля. Но Вячеслав Зайцев не шутил, когда в первый же день выпустил на подиум мужчин в трусах с подтяжками. В целом выглядело это как внебрачный союз амуниции для БДСМ с мужским купальным костюмом начала XX века.
В социальных сетях побухтели на темы «пропаганды сами-понимаете-чего», на том дело и кончилось. Надо отметить, что таких экспериментов над женским полом модельер себе не позволял. Кстати, в киноленте Андрея Кончаловского «Глянец» очень похожую по духу коллекцию со светящимися в свете прожекторов мужскими ягодицами в приступе творческого отчаяния представляет «известный модельер старой школы» Марк Шифер. Фильм вышел в 2007 году, а мужская коллекция Зайцева — в 2010-м, как бы закрывая эпоху нулевых с их шальными деньгами и полной, по сегодняшним понятиям, вседозволенностью.
2011 год
Вячеслав Зайцев получил, кажется, всё, о чем мечтал, — имя, место в истории российской моды, возможность вести бизнес. Зайцев выпускает экспортные коллекции с платками, песцовыми папахами и фирменными остроконечными шапками, напоминающими богатырские шлемы. В арсенале модного дома появляются детские коллекции для школы, девичьи — для выпускного, оммажи на образы 60-х, мужские сюртуки в галунах и виноградных лозах, годные хоть для светского раута, хоть для исполнения оперной партии. При этом всё, что выходит за рамки павловопосадских узоров и нарочито русских мотивов, вызывает эффект узнавания: где-то мы такое уже видели. Возможно, в прошлой жизни, когда о нарядах, как у западных кинодив «золотого века», простая советская женщина могла только мечтать.
Кроме программных и знаковых работ Вячеслав Зайцев отметился и более прикладными, более близкими к народу нарядами. В его школьной форме было не стыдно отправить ребенка учиться даже в самую «непростую» школу, вполне уместно смотрелись его свадебные платья, а мужские линейки были близки или как минимум понятны тем, кто в принципе следил за модой.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»