Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Город Куда пойдем сегодня #отЛИЧНЫЙпитер «Только ленивый не поднимался вверх посидеть у ангела, попить пива там» (фото)

«Только ленивый не поднимался вверх посидеть у ангела, попить пива там» (фото)

41 176
Источник:

Фотограф Александр Петросян — о том, как оказался на шпилях Петропавловской крепости и Адмиралтейства, почему гулять в 4 утра полезная привычка и какая съемка ему запомнилась больше всего.

«Фонтанка» продолжает рассказ о «Петербурге глазами петербуржцев» — в рамках нашего нового проекта «(От)личный Петербург», цель которого — обратить внимание туристов и горожан на необычные достопримечательности, а известные показать с новых ракурсов. На его странице мы рассказали вам о том, какие видовые точки, здания, дворы, события и праздники выбрали эксперты, и предложили проголосовать за понравившиеся варианты.

А сейчас своими любимыми маршрутами и своим опытом поиска лучших видов нашего города делится известный петербургский фотограф Александр Петросян, чьи снимки Санкт-Петербурга стали известны во всем мире, а соцсети собрали десятки тысяч поклонников. Внимание: «Фонтанка» просит читателей не рисковать собой и не повторять опасные действия, о которых рассказывает мастер, тем более что фотоснимки с этих мест им уже сделаны.

— Александр, у вас в августе-сентябре выходит книга «Крыши и шпили Санкт-Петербурга», для которой вы отобрали свои лучшие фотографии. Может быть, поделитесь парой самых необычных историй о том, как они появились?

— Историй на самом деле — множество. Потому что, наверное, 99% всех этих точек, в которых я бывал и где пытался фотографировать, — это чистой воды «криминал», если строго говорить. Потому что у нас официально никуда не разрешено лезть, все закрыто, запрещено. И на свой страх и риск лезешь и думаешь: а вдруг что-то получится? Вот я сейчас смотрю на леса, которые стоят возле вашей редакции на улице Росси, и вспоминаю, что большая часть этих похождений таким образом и осуществлялась: забираешься на леса — такая «беллетристика». Конечно, хорошо было бы, чтобы, как в далекие годы, удостоверение фотографа и вообще редакционное удостоверение помогало с кем-то договориться. Но такого нет. Обычно, если пытаешься через тот же «Коммерсантъ» куда-то попасть, ответ варьируется от грубой формы из трех букв до вежливого отказа. По факту это все на свой страх и риск.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Такой резкий отказ поступал от жителей домов, на которые вы хотели забраться?

— И от организаций тоже. Например, когда я от редакции пытался аккредитоваться на крышу Эрмитажа — неважно, на съемку «Алых парусов» или вообще, — постоянно приходили отписки. А потом, когда аккредитовался через 5-й канал, пустили совершенно спокойно. Я уж не говорю про те истории, когда тебе отвечают: «Пишите заявление, завизируйте там, завизируйте там». Если это делать — никакого терпения не хватит, а нужен же еще определенный свет.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— На какие самые «страшные» леса вы залезали?

— Леса — это как раз еще не самое страшное. Самое страшное — когда их нет, и ты лезешь по упорам, тебя подстерегает куча опасностей, оттого что ты можешь просто скатиться по остроконечной крыше без ограждений, которая еще и занесена выпавшим снегом, за тобой бежит наряд вневедомственной охраны, а ты со штативом, с грузом фототехники и в темноте — то есть как в кино.

— Где такое было?

— Проще сказать, где не было. Была какая-то передышка, когда только появились коптеры и еще не было глушилок. Но этот ресурс быстро израсходовался, и все вернулось в ту же стезю. Просто удивительно, я много раз размышлял и не мог понять: ну как же так, ведь, казалось бы, делаешь благое дело? Мои предшественники, которые снимали в 1950–1980-х годах, считались уважаемыми людьми, их пропускали на съемку, работали договоренности. Я сейчас, например буквально вчера, пытался попасть на верхушку Кунсткамеры — и тоже отказали. То есть официально это почти нереально. А раз другого выхода нет — остается на свой страх и риск. Потому что у тебя внутри осознание того, что ты не делаешь ничего плохого, ты просто хочешь дать людям красоту. Оно тебя мотивирует.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Вы на Кунсткамере бывали раньше?

— Да, конечно.

— Нелегально?

— Ну конечно! Слушайте, да у креста, который венчает купол Исаакиевского собора, я тоже побывал нелегально. Потому что когда-то на «Алые паруса» телевизионщики выгружали внизу оборудование, чтобы наверх подняться на ту колоннаду, где ангелы (им там разрешили снимать). И я с кем-то разговорился, типа «давайте я вам помогу нести штатив»... в общем, как-то прошел мимо охраны. На самый верхний барабан нам не разрешили подняться; в итоге пришлось «культурно» гвоздик подвинуть, какое-то стеклышко вытащить, залезть туда. И поскольку барабан был в лесах и леса стояли поверх креста, удалось испытать это ощущение, когда ты стоишь буквально на самой высокой точке и понимаешь, что все эти перипетии были не напрасны.

Но надо сказать, что только в последние годы стало так строго. Если мы вспомним какой-нибудь 2001, 2002 год, когда шпиль Петропавловки был в лесах, — там вообще не было никаких заграждений, кроме пресловутой таблички «Посторонним вход запрещен». И поэтому только ленивый не поднимался вверх посидеть у ангела, попить пива там.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— А за два века до вас крестьянину Петру Телушкину даровали космическую сумму, когда он голыми ногами туда залез, чтобы ангела отреставрировать!

— Ну, в наши времена было гораздо проще, потому что все было в лесах, работали рабочие, и всегда можно было в качестве отмазки сказать, что ты снимаешь для заказчика работ. Но никто особенно не проверял, если видели, что фотограф. И не было ни колючих проволок, ни камер, ни предупреждений из разряда «работает слежение», «стреляем на поражение».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— На Адмиралтействе вы тоже были? Или раз там военные — то никак?

— Конечно, был. Первый раз я туда попал тоже нелегально. 25 августа 1998 года вертолет Базыкина (Вадим Базыкин, заслуженный летчик России. — Прим. ред.) стоял на пляже Петропавловки, и я, гуляя мимо, увидел, что все журналисты идут к нему. И я тоже туда «до кучи» сиганул и оказался в вертолете. И поскольку был с фотоаппаратом, я тоже вроде как журналист был, хотя на самом деле никакого отношения не имел к газете. И когда вертолет завис прямо над площадкой, которая была около кораблика (там священник освящал), я это снимал из открытого люка. А потом, уже когда вертолет вернулся, я поднялся туда, и тоже как будто журналист. Потом, во времена реставрации в начале нулевых, Адмиралтейство было в лесах, и на него можно было проникнуть, и куча подростков лазила, руферы, — и на шпиль, и на флагштоки. Кто-то попадался, а кто-то, как я, выкручивался.

Но самый запоминающийся кадр, раз вы спрашивали, в плане съемки был, когда шла реставрация арки Генштаба: был сильный мороз, почти 30 градусов, и из-за мороза никого не было, а я залез и пытался прислонить брошенную рабочими лестницу к статуе Ники, которая венчает колесницу. И только чудом она не соскользнула по покатой кровле, иначе бы я в тот проем, который перед аркой, улетел бы вниз. И притом у меня оставался последний 36-й кадр.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Пленка!

— Пленка, да. Еще пленка. Ну, вы понимаете: если рассказывать про все приключения, я могу говорить не один год. Но это вряд ли так интересно, потому что зрителя это не волнует, ему важен результат: есть кадр или нет кадра, а какой ценой он был сделан — уже лирика.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Напротив, это очень интересно! Но давайте поговорим о кадре: откуда снят тот, что у вас на обложке книги?

— Опять же, гуляя как-то раз по городу, я увидел какую-то фиесту воздушных шаров и побежал к месту приземления. Разговорились, и они меня несколько раз брали с собой в корзине. Но на моем месте мог быть любой, потому что, когда в 2011-м последний раз была у нас эта фиеста, они стартовали рано утром, около четырех утра, от Медного всадника. И поскольку у них должен был определенный вес быть, а там несколько шаров было, — они зазывали всех редких прохожих, которые в это время там очутились. Такой совершенно невероятный вариант. И я несколько раз летал. И там тоже есть несколько историй — начиная от того, как реагировали граждане, когда он низко над их домами пролетал, и кончая экстремальными посадками.

— Если поговорить о дворах: вы на днях разместили замечательную фотографию с собором Святого Михаила, а на переднем плане — домик, который вкупе с готическим храмом создает абсолютно не петербургскую «картинку». Может, на Таллин похоже, может, на Германию. Вы вообще много замечали других стран и городов, скрытых в Петербурге?

— Конечно. Даже я больше скажу: в нулевых дирекция Петропавловки проводила серию тематических конкурсов: французский Петербург, английский Петербург, голландский Петербург. Для нее было общее название «Иностранцы в Петербурге». Поскольку здесь действительно есть много артефактов, это действительно очень интересно. Ты можешь никуда не уезжать и находить здесь какие-то фрагменты будто из других городов.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Может быть, подскажете читателям что-нибудь?

— Когда слишком много знаешь, уже начинаешь забывать, путаться. Я сам иногда залезаю на питерские паблики неформальные. Иногда даже обнаруживаю там свои фотографии и вспоминаю: «О, оказывается я там был». Когда фотографией занимаешься более четверти века, у тебя уже в голове все перемешано. И опять же: многие вещи становятся «баянами» — как, например, особняк Брусницыных, туда уже кучу экскурсий водили! Или тот же особняк Веге, который долгое время был раздолбанным и все туда сами лазили. Я не говорю про дворы, которые некоторые жильцы уже охраняют, баррикадируют и запирают насколько можно. И их тоже можно понять: им надоедает жить в режиме «проходного двора», каких-то экскурсий непрерывных. По сути, я тоже виноват в этом, потому что популяризирую своими прогулками по городу поиск необычных мест. А в результате более предприимчивые люди стали водить экскурсии во дворы, на лестницы и крыши, и причем за немаленькие деньги. Собственно, «Фонтанка» об этом уже писала.

— Ну, может, если люди распределятся по большему количеству точек, каким-то станет жить легче.

— Трудно сказать. По-настоящему интересных мест не становится больше. Наоборот, они сжимаются, как шагреневая кожа: где-то застроили, где-то перепланировали, евроремонт сделали — и все утратили. Где-то жильцы поставили сигнализацию и не зайти. Я по своему опыту могу сказать, что в 1980-е годы таких мест было гораздо больше, чем в нулевые, а сейчас еще меньше, чем в 2000-м. При этом количество желающих увидеть такие точки, наоборот, растет. Из-за этого такой «перегрев».

— Какие районы и архитектурные стили вы больше любите?

— С районами-то понятно: вряд ли, да простят меня жители Веселого Поселка или Купчино, я туда поеду без нужды, потому что у меня Петербург ассоциируется с центром. Васильевский остров, центр, Коломна... Это довольно небольшие пространства, всего лишь несколько километров, — но, тем не менее, они настолько насыщены интересностями, что хватает не на одно десятилетие исследований.

— Но вы перечислили районы очень разные между собой: Коломна — это один дух, Петроградка — совсем другой. А у нас еще конструктивизм есть.

— Мне, честно сказать, интересно все, что до 1917 года. К тому, что после, я прохладно отношусь, потому что мне кажется: все, чем гордятся, произнося «Петербург», укладывается в тот отрезок.

— Из этих направлений вам что ближе — тишь Коломны, суета студенческого Васильевского, туристический Невский?..

— Раз уж я так разоткровенничался, расскажу: мы с вашим коллегой с «Фонтанки» Мишей Огневым последнее десятилетие «утюжим» центр каждый день — когда по работе нет съемок, идем куда-нибудь что-нибудь поснимать. И мы придумали название будущей совместной выставки — «Хроники города Уныльска, или Ничего не происходит». Потому что сама ситуационная картина настолько небогата в осенние-зимние месяцы, что это поневоле сподвигает заняться изучением города. В моменты, когда на улицах пусто и ничего нет, мы «прочесываем» улицу за улицей, квартал за кварталом, дворы за дворами. И постепенно такая же ясность появляется, как в собственной комнате: ты точно знаешь, где что «лежит». Так же и здесь.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Ну а для души: жить вы бы где больше хотели?

— Мне очень нравится дом на набережной канала Грибоедова, 2б, самый ближний к Спасу на Крови. Он за воротами, но там окна выходят и на Михайловский сад, и прямо на Спас.

— Дом служащих Русского музея — говорит мне карта.

— Ну, наверное. Хотя там не только служащие живут.

— А почему там?

— Мне это даже больше нравится, чем дорогие апартаменты на Крестовском. Это же самый центр, много зелени, и буквально рукой подать до всех моих любимых мест съемок. Там, как нигде, ты можешь себя ощущать в эпицентре жизни Петербурга.

— Вам тогда изо дня в день придется видеть Спас на Крови. Вы к нему как относитесь? Он же не вполне характерный для Петербурга, это более русский стиль.

— Ну, по сравнению с тем, что у меня из окна уже 40 лет видны стена, бачок помойки и надпись «мусор не бросать», я считаю, что это неплохая альтернатива.

— То есть один из самых известных фотографов города Петербурга, можно сказать, за всю его историю живет с окном в стену?

— Да, но, с другой стороны, это когда-то меня сподвигло распечатать фотографии, оформить паспарту и повесить у себя на стене в комнате, таким образом как бы виртуально делая много окон в разные красивые места. Меня это, кстати, в свое время и спасло, когда пьяница-сосед открыл дверь и какие-то грабители зашли и искали деньги: все переворошили, но денег не нашли, потому что они были между фотографиями и паспарту. Фотографиями они не интересовались, поэтому все деньги остались целы.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Вы еще удивительно снимаете людей: персонажи, которых вы встречаете на улицах Петербурга, кажется, только вас и ждут и открываются только вам. А городские праздники снимать вы любите?

— Праздники сами по себе — очень выигрышная тема именно для съемки. Потому что есть некая психология праздника: люди, как правило, менее недоверчивы и более лояльно относятся к фотоаппарату, направленному на них. Поскольку это привычно: раз праздник — значит, фотографируют. Праздник — это мекка, клондайк для желающих безопасно фотографировать стрит-лайф, чего не скажешь об обычной жизни. Потому что, сколько, бывало, мы с Огневым ходим-ходим весь день, а к.п.д. низкий — снимешь пару картинок. А показываешь же только хорошие! И поскольку для того, чтобы сделать достаточное количество хороших фотографий, приходится очень сильно увеличивать километраж и время пребывания на улице, людям кажется, что в Петербурге постоянно бурно что-то происходит. Но они не знают, какой за этим стоит труд в плане ходьбы. С другой стороны, ходить тоже полезно. Норму шагов уж всяко вышагиваешь каждый день.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Ну вот у нас уже есть всем известные «Алые паруса» со своей публикой, День ВМФ со своей, семейный фестиваль ледоколов, есть фестивали света, а есть музыкальные. Что из этого вам интереснее снимать?

— На самом деле интересно везде, это не обязательно должны быть классические петербургские локации, пресловутая «привязка к месту», которую от нас требуют редакторы. Люди везде интересны, если что-то такое происходит, что каким-то образом тебя волнует. А бывает, что и людей много, и всего предостаточно вокруг, но оно какое-то все «пластмассовое», и нету драйва, изюминки, которую ты хочешь поймать. Это тоже вещь непредсказуемая. Можешь выйти из дома, сделать пару шагов — и вот тебе: раз, раз, раз! А можешь ходить целую неделю — и все впустую.

— Да, но праздники создают определенный флер. Встретить поющих людей в тельняшках можно не каждый день.

— Проблема в том, что многие вещи повторяются, именно в плане дежура пресловутого. Потому что, сколько я снимал 2 августа, День десантника, — как правило, все один сюжет: десантники купаются в фонтанах, десантники дерутся. Это все за 20 лет привычно. Я ни разу не видел, чтобы они играли друг другу на скрипке или читали стихи. Не встретилось. Поэтому и ценно то, что не каждый раз может встретиться. А ситуаций с фонтаном у меня целая папка, и это, конечно, так не будоражит.

— Куда бы вы пошли для себя самого?

— Я не выстраиваю особых идей, просто иду наобум, куда ноги несут. Если не считать каких-то редакционных дел, когда тебе говорят, что надо поснимать. Но даже когда идешь пресс-конференцию снимать — и то по пути попадаются очень интересные вещи, и ты уже рад этой пресс-конференции, потому что она тебя заставила встать и куда-то пойти.

— А если приезжают туристы, что бы вы им могли порекомендовать, чтобы они не шли по одним маршрутам?

— Туристам, конечно, надо для ликбеза какое-то время выделить, чтобы ознакомиться. А дух города можно почувствовать, думаю, не зависая в туристических местах. У меня было несколько мастер-классов, где я показывал город через какие-то малоизвестные локации, пространства. Но это все точки, которые можно найти в любом паблике. Это может быть что угодно — уникальная крыша в центре, разруха типа «Красного треугольника», какая-то система проходных дворов, где вдобавок по пути вам встретится невообразимая лестница с атлантами, кариатидами, амурами, психеями.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Ну вот проходные дворы, например, какие?

— На Петроградке много, на Каменноостровском, 25–27. Помните эту систему проходных дворов между Каменноостровским и Большой Пушкарской — там еще граффити интересные? Есть несколько интересных дворов в районе между Фонтанкой и Пятью углами. Да даже те же лестницы: есть такие, окна которых выходят в закрытые дворы. Закрытые не на замок, а сверху, и там совершенно уникальный мир: треугольный или четырехугольный, темный, полутемный, с горящими окошками, с мусором внизу — какие-то совершенно достоевские пейзажи! Много чего есть интересного!

— Где такие можно найти?

— Ну, например, в том доме, что возле Сенного мостика, — это набережная канала Грибоедова, 50. На Суворовском есть. Но они тоже — уходящая натура: буквально год назад видел, а через год пришел — там уже все облагородили и того шарма нету.

— Есть у вас какая-то мечта, которая пока не сбылась?

— Конечно, как и у любого человека. Самое трудное только — понять, в чем она заключается.

— Можете назвать какое-то место, куда хотели залезть и куда не залезли?

— Да нет, вроде на всех высотных доминантах я был. Ну разве что вот: много лет я хожу со специальным письмом к директору Дома ученых с просьбой разрешить съемку с их балкона, где дракончики, которые могут быть прекрасным передним планом для тех же «Алых парусов». Но каждый раз мне отвечают, что надо платить столько-то денег, и называют невероятную сумму. А я никогда не плачу, потому что ты же не платишь за то, чтобы посмотреть у себя на кухне из окна? А весь город — это твой дом, какой смысл платить? К тому же если ты делаешь работу, которая нравится всем.

Беседовала Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Путеводитель «(От)личный Петербург» — это проект «Фонтанки.ру», сайт, на котором собраны любимые места петербуржцев — те, что чаще всего пока не входят в официальные гиды по городу и классические маршруты, но куда сами горожане ходят «для души» — после работы, в выходные, в качестве культурного досуга. Те места, которыми местные жители гордятся, и те, которые раскроют душу города в ее живом, современном «звучании».

На странице — почти полтора десятка разделов: вы найдете здания с интересными судьбами, небольшие частные музеи, в том числе те, которые петербуржцы открывали в своих квартирах. Непременно узнаете, где есть самые необычные дворы, а где — самые красивые видовые точки. Ну и, конечно, найдете множество идей, где провести вечер, когда музеи уже закрыты, ведь в Петербурге огромное количество общественных пространств на любую аудиторию — для молодежи, семей и даже технических гиков.

Петербуржцам «Фонтанка» предлагает заходить на страницу проекта и голосовать за свои любимые варианты. А туристам — готовиться к поездке, открывая город с нашим неформальным путеводителем, где есть всё: легендарный ленинградский общепит, авторские рестораны, развлечения для детей, интересные объекты за пределами центра и, конечно, экскурсии.

Голосование уже идет на страницах «Фонтанки» по разделам: здания, дворы, музеи, события и праздники, видовые точки, концептуальные и исторические отели, общественные пространства. Ваш выбор поможет другим пользователям по числу отзывов оценить, какие места интересны наибольшему количеству посетителей, а нам — наградить лучших (в тех номинациях, где это возможно). Обратите внимание: в каждой номинации есть возможность добавить свой вариант.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях