ИТМО открыл для публики новое пространство AIR — там будут проходить выставки по направлению science art и открытые учебные занятия. Первыми показывают дипломные работы студентов этой программы
Термин science art, или «научное искусство», набирает популярность во всем мире. В 2018 году первая в России магистерская программа по этому направлению была запущена в ИТМО в сотрудничестве с заведующим отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрием Озерковым. Выпускников пока что можно сосчитать по пальцам, и это люди из разных сфер, не обязательно владеющие высокими технологиями, — в рамках проекта их сводят со специалистами, необходимыми для воплощения замысла.
Выставка, получившая название «Режимы доступа», в здании на Биржевой линии будет открыта до 11 октября. Она совсем небольшая — умещается в одном зале, экспонатов на ней только семь. И она отражает разный взгляд на цели такого искусства.
Первое, с чем встречается посетитель, — черный куб, точнее аппарат, который автор — Светлана Сидорова — окрестила «Физарумом-предсказателем».
Машина оказывается из серии «дай палец — руку откусит»: сначала просит положить ладонь на сканер и выдает на экране «предсказание», в котором фразы из гороскопов перемешаны с пользовательскими соглашениями и философскими терминами. «Отныне аспекты Луны в Раке подпитывают данные, когда вы посещаете или используете их сервисы, либо через третьи стороны с которыми они сотрудничают», — докладывает предсказатель. Дальше запутанному посетителю предлагается нажать на кнопку, чтобы получить больше информации, и тут выясняется, что больше никаких своих данных вводить уже не надо — экспонат за это время узнал про тебя все, от имени до фотографии, сделанной в отпуске на другом конце планеты N лет назад.
Технологии распознавания лиц, наподобие сайта FindFace, конечно, не новы, но «попасться» на них на художественной выставке вряд ли кто рассчитывает. Фотографию не загружал, параметров поиска не выставлял — а тебя уже нашли. Так произведение искусства, вопреки теории, возникает не в момент, когда его изучают, а когда изучает оно. Так главным экспонатом на выставке, как в песне Шнурова, и правда, становится посетитель. Вывод напрашивается сам: чувствовать себя защищенным анонимностью — то, что всегда отличало жизнь в мегаполисах от провинции, — уже невозможно. Ну или, по крайней мере, не стоит на это рассчитывать. Как и не стоит верить всякому тексту — будь то предсказания или якобы серьезные аннотации к работам на выставке.
Еще один экспонат «про контакт» произведения со зрителем — «Афина» Итана Авилы. Автор из Мексики предложил зрителям анимированное изображение скульптуры греческой богини, чье «сердце» (выставлено тут же) начинает биться тогда, когда страница богини в «Инстаграме» получает «лайк» (можете проверить на месте, зайдя на нее с телефона). Автор задается вопросом; кто же, в таком случае, в обществе больший бог? Тот, кто зависит от поклонников, или тот, кто выбирает и оценивает сам? Итану же принадлежит другое произведение на выставке — «Размышления об истории». Это видео, в котором нейросети, «обученные» на материале из античных статуй исторических личностей, «оживляют» их образы.
Высокотехнологичный объект другого плана на выставке представила мексиканская художница Лаура Родригез — свой проект «Неприкасаемый» она создавала, когда по миру распространялась пандемия, а изоляция делала невозможными объятия с близкими людьми. Так Лаура придумала аппарат, позволяющий замысловатым путем передавать прикосновения, точнее вибрации. И посредником здесь выступает… чайный гриб. Колбы с ним подвешены в воздухе, в полумраке Лаура выхватывает фонариком то один, то другой, — и чайный гриб реагирует на свет, а импульсы проходят дальше и преобразуются, в итоге создавая вибрацию на коврике под ногами другого человека — с которым и планировался контакт.
В будущем Лаура планирует развивать свой проект — в том числе, попробовать сделать одежду из подобного живого вещества, которая бы позволяла передавать прикосновения светом в конкретные зоны тела.
Конечно, технологии, позволяющие транслировать вибрации посредством интернета, есть уже давно, но тут для художницы был интересен биологический объект как посредник.
«Для нас стала привычной изоляция жизни от окружающей среды, и мы зачастую игнорируем сложные связи, формирующиеся между химическими соединениями и энергетическими частицами, такими как фотоны, с нашими телами и окружающими нас объектами», — говорится в пояснении к работе.
Еще один экспонат, задействующий живую природу, — «Чудо-поляна 2.0» Алены Королевой и Марты Михайловой. Табуретки и горшки с растениями расставлены по всему помещению. Техническая составляющая инсталляции заключается в том, что объекты «звучат» — например, включаются записи птичьих песен, которые стихают, когда вы садитесь рядом с цветком. Незатейливо, но смысл искусства — заставить задуматься и по-новому интерпретировать знакомые образы. Намеренно «остраняя» эти растения (по официальной версии, привезенные из Гатчины, в одном из парков которой есть место, где сошлось какое-то невообразимое сочетание редких видов), на них обращают внимание посетителей.
Гораздо очевиднее вторжение технологий в видеоработе Анны Писаревской «Ретроспектива ГУЛАГа» — художник использовала нейросеть для визуализации усредненного образа жертвы системы. Правда, изначально планировалось вывести еще и образы карателей — но художник по личным причинам оставила эту работу незаконченной. Множество портретов, возникающих на экране, должны заставить пользователя задуматься о том, будет ли искусственный интеллект участвовать в становлении мифов, фейковой истории, создавая документы, которых никогда не было? Насколько трудно их будет отличить исследователям будущего?
Наконец, тема времени и роли технологий в истории воплотилась в работе «Красноярск» Виктории Романовой. Объект, по всей видимости, некогда секретный, назван так по надписи, сохранившейся на старой зеркальной оптической системе, найденной в стенах института и не используемой. Художница увидела, как прибор, воплощавший мощь науки, оказался не нужен и не использовался по назначению. Эти мысли заставили Викторию задуматься о собственной жизни. Через линзы этого прибора она показывает видеозаписи своей жизни на изоляции.
Интересно, что четверо из участниц выставки ранее уже объединились в арт-группировку BIOROBOTY 019, на счету которой, помимо описанных, уже не один проект. И в ее лице на петербургской арт-сцене появился новый интересный игрок.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»