За полтора дня до выборов врио губернатора Александр Беглов объявил конкурс эскизных проектов памятника создателю «Лебединого озера». Итоги подведут в апреле. Вот только один победитель уже есть.
Комитет по градостроительству и архитектуре подготовился к открытому конкурсу на создание эскизных проектов памятника Петру Чайковскому. 6 сентября старт конкурсу торжественно объявил Александр Беглов. Итоги должны подвести за месяц до 180-летия со дня рождения композитора. И уже к дате — как предполагается, воплотить в металле. Но, как стало известно «Фонтанке», параллельно инициативная группа деятелей искусства выступает в поддержку конкретного, уже существующего проекта авторства известного скульптора Михаила Аникушина — того самого, что создал образ Пушкина на площади Искусств и другие ставшие знаменитыми произведения. И территория желаемой «прописки» у этого Чайковского — другая.
Споры по поводу места установки велись долгое время. В условиях нынешнего конкурса, условия которого должны появиться на сайте КГА, место оговорено: площадь перед концертным залом Мариинского театра. Конкурс – открытый: к участию в нем приглашаются архитекторы, скульпторы, художники и творческие коллективы как из России, так и из-за рубежа. Лучшие получат вознаграждение: 1,2 миллиона рублей за первое место, 800 тысяч за второе, полмиллиона за третье. В состав жюри войдут художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев, главный архитектор города Владимир Григорьев, а также представители творческих союзов и общественных организаций.
Конкурс пройдет за счёт бюджетных средств: несколько лет назад имя Чайковского было включено в перечень выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых связаны с Петербургом, и память о которых в городе не увековечена. Это позволяет оплачивать установку произведений монументального искусства из городского бюджета. Тем не менее, Валерий Гергиев в разговоре с «Фонтанкой» признал, что театр может поучаствовать в установке монумента, добавив, – это будет почетно.
«Мы долго шли к осуществлению этой обязанности и мечты», – заметил дирижер, обнаружив, чья это инициатива. Рассказав о том, какое значительное место в репертуаре театра занимает музыка русского классика, он охарактеризовал будущий акт установки памятника как «патриотический».
«Не может страна считать свое положение великолепным, если Петр Ильич Чайковский все ещё ждёт памятника», – обобщил Гергиев.
Однако маэстро – не единственный, кто хочет увековечить в Петербурге самого прославленного за рубежом русского композитора. О своем желании установить памятник Чайковскому совсем в другом месте – возле Думской улицы – «Фонтанке» сообщил Илья Саутов. И конкретный проект у него уже есть. Притом – аж самого Михаила Аникушина.
«Я организовал фонд имени моего отца, Саутова Ивана Петровича, который руководил музеем-заповедником «Царское Село», – рассказал он. – В этот фонд вошли люди, с которыми я близок: Темирканов, Боярский, Розенбаум, Басилашвили, Фрейндлих — порядка 20 человек. И так получилось, что я стал собственником малой формы, которую создал Аникушин. У меня родилась идея поставить памятник Петру Ильичу возле портика Руски. Там есть выемка между ним и Невским проспектом, между Гостиным двором и бывшим зданием Городской думы. И тогда один аникушинский памятник стоял бы напротив другого, Александру Пушкину, — почему это понравилось и Александру Дмитриевичу, и вообще всем».
О конкурсе, который объявляет Смольный, Илья Саутов знает. Но кооперироваться с Гергиевым не хочет.
«Я своего памятника не отдам, – и Александр Дмитриевич меня поддержал, и Явейн (Никита Явейн — глава архитектурного бюро, – прим. «Фонтанки»), и КГА, и Музей городской скульптуры, – заявил он. – Я уже обошел всех. И собрал этих близких мне людей, которые меня знают с детства, и буду ставить там (на Думской — прим.ред.). А если Гергиев хочет ставить у театра, – я с ним не знаком и не общаюсь, — да ради бога. Ну, будет два памятника. Почему у нас Ленина 24 памятника, а Петру Ильичу — ни одного?»
На самом деле Михаил Аникушин занимался проектом памятника Чайковскому не только из любви к композитору. История строительства памятника Чайковскому в Петербурге давняя. Поставить ему памятник в городе, где он жил и творил, намеревались еще в 1987 году. Мало кто об этом вспомнит, но тогда уже проводился конкурс проектов. И Аникушин получил в том конкурсе по итогам первого тура первое место. Вот только ни один из проектов не был рекомендован к реализации, а второго тура так и не состоялось. В том числе и потому, что не была определена площадка для установки. Но вот курьез: по неоднократно звучавшей в СМИ информации, Аникушин хотел, чтобы его памятник был установлен как раз у Мариинского театра. Правда, концертного зала тогда не было: Михаила Константиновича не стало еще в 1997 году.
А вот Валерий Гергиев о проекте Аникушина знает. Более того, рассуждая о том, как мог бы выглядеть композитор в скульптурном воплощении, дирижер заметил, что, возможно, к проекту Аникушина «стоило бы присмотреться».
Впрочем, тот ли это самый проект, которым располагает Илья Саутов, у владельца скульптурного эскиза уточнить не удалось: тот внезапно получил информацию, что ему «из Смольного» порекомендовали с «Фонтанкой» не общаться, и закруглил разговор.
Зато аникушинский памятник помнит архитектор Никита Явейн.
«Наверное, это тот самый памятник, да, – предположил он. – Я видел аникушинский вариант, но надо понимать, что это эскиз, а не полномасштабная работа. Он, как и все аникушинское, – очень классная вещь. Но это только проект, и кто и как его адаптирует – вопрос. Это не очень простое решение, надо искать скульптора, который бы Аникушина, условно говоря, воплотил. Так что все пока неоднозначно».
Саутов – не первый, кто хочет поставить Чайковского на Думской. В 2018 году широко обсуждалась возможность установить там монумент работы московского скульптора Ильи Дюкова. Но против гигантского многотонного монумента возразил петербургский метрополитен, который увидел в увесистом памятнике угрозу для пассажиров подземки.
P.S.: В Петербурге один памятник Чайковскому уже есть — но это бронзовый бюст, установленный в Таврическом саду. Работа скульптора Бориса Пленкина и архитектора Жана Вержбицкого была открыта еще в 1990 году. Тогда городские власти, по-видимому, решили, что «малой кровью» закрыли вопрос.
Алина Циопа, "Фонтанка.ру"
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск в семье горного инженера. В возрасти пяти лет начал заниматься на фортепиано. Учиться приехал в Петербург, где окончил Училище правоведения. Служа в департаменте министерства юстиции, в 1861 году поступил в классы Русского музыкального общества, преобразованные в дальнейшем в Консерваторию. Так он стал одним из ее первых выпускников, окончив заведение с серебряной медалью, а потом и одним из первых преподавателей. Однако с 1866 года композитор преподавал уже в Московской консерватории и жил в Москве постоянно до 1877 года, а затем, становясь знаменитым, начал активно путешествовать. С 1885 года Чайковский поселился в Клину, где позднее был открыт его дом-музей. А в мае 1891 года он дирижировал в Нью-Йорке на открытии Карнеги-холла. Скончался композитор в 1893 году в Петербурге (на доме 13 по Малой Морской улице установлена по этому поводу мемориальная доска) и был похоронен в Александро-Невской лавре. Среди самых исполняемых сочинений Чайковского — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Мазепа», концерты для фортепиано с оркестром, симфонии, фортепианная музыка («Времена года», «Детский альбом»), романсы.