Плавучий маяк «Ирбенский» покинул 23 июня причал пограничного пункта пропуска в комплексе «Форт великий князь Константин» в Кронштадте и на буксире начал морской переход в Калининград, где ему предстоит стать экспонатом Музея Мирового океана.
В 2016 – 2017 годах маяк прошел восстановительный ремонт и подготовку к буксировке в доках Кронштадтского морского завода. Его прибытие в Калининград ожидается в начале следующей недели, сообщает пресс-служба администрации Кронштадтского района.
Плавучий маяк «Ирбенский» является последним сохранившимся в России судном такого типа, и до недавнего времени находился в полузатопленном состоянии на одном из пирсов Ломоносовского порта. С инициативой сохранить его для истории в 2014 году выступили ветеранские организации Санкт-Петербурга и Кронштадта, после чего было принято решение о передаче маяка Музею Мирового океана.
По словам директора Музея Мирового океана Светланы Сивковой, «в планах музея поставить маяк «Ирбенский» на самостоятельный ход, после чего он смог бы представлять Россию и Музей Мирового океана на морских фестивалях и выставках в странах Балтийского региона».
МАЯК «ИРБЕНСКИЙ»:
Год и место постройки – 1962, г. Турку, Финляндия
Длина - 43,4 м
ширина по миделю - 9,5 м
максимальная осадка - 3,8 м
водоизмещение - 672 т
Скорость средняя - 7 узлов
Плавучий маяк "Ирбенский" был установлен в Ирбенском проливе в 1962 году и на сегодняшний день является последним обитаемым (экипаж до 19 человек) и плавучим маяком в мире, а также единственным судном подобного типа, сохранившимся в России.
Высота освещения над уровнем моря составляла 17,5 метров, видимость – до 12 миль (22,23 км). Звуковой сигнал маяка был слышен за 4 мили (7,4 км). Круговой радиосигнал распространялся до 15 миль (27,8 км). В 2009 году маяк был списан с флота и до 2016 года находился в Ломоносове.