Россия уже три года живет без стратегии, мчась неведомо куда, как гоголевская тройка. Алексей Кудрин пообещал исправить ситуацию.
Стратегию развития России до 2035 года «в первом приближении» Центр стратегических разработок (ЦСР) во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным обещает представить в начале 2017 года. Эксперты обещают учесть ошибки предшественников, не позволившие воплотить в жизнь цели предыдущих стратегий. Однако новый план развития придется воплощать в жизнь в направлении "против встречного ветра замедляющейся мировой экономики".
«Очень часто подготовка стратегии напоминает подростковый секс. Все о нем говорят, но никто не знает, что это такое», – фраза, прозвучавшая в докладе президента Московской школы управления Сколково Андрея Шаронова заметно оживила заскучавшую было аудиторию во время второго пленарного заседания Общероссийского форума стратегического планирования, состоявшегося 25 декабря в Петербурге.
Между тем вопрос о стратегии отнюдь не праздный. Россия в последние годы живет без четкого плана развития и несется неведомо куда, как гоголевская тройка, констатировали участники дискуссии.
«Сейчас нет никакой стратегии. Развиваться по канонам 2020 невозможно. С тех пор ничего не было», – заявил президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев.
«Наша стратегия последние три года – реакция на внешние вызовы — импортозамещение, санкции и развитие средств производства», – добавил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.
Именно отсутствие у бизнеса определенности по поводу того, куда катится экономика, приводит к тому, что в России третий год подряд снижается объем инвестиций и падает уровень жизни, заявил модератор сессии Алексей Кудрин, экс-министр финансов РФ, а ныне глава Центра стратегических разработок, который, по поручению президента, и должен создать Стратегию-2035.
Впрочем, предыдущий опыт выстраивания глобальных планов развития России удачным назвать нельзя, признали участники сессии.
Так, по оценке Михаила Дмитриева, самый лучший показатель был у Стратегии-2010, которая исполнена на 40%. А вот уровень исполнения Стратегии-2020 очень низкий, добавил он. Подкосило ее то, что попутный ветер роста мировой экономики в 2008 году дуть попросту перестал.
Относительная успешность стратегии 2010 объясняется тем, что она реализовывалась по принципу «делай что должно, и будь что будет», то есть не было конечных показателей, заметил Олег Фомичев.
Стратегия-2020 таковые содержала. Однако она была «мало вписана во внешний контекст», да еще и оказалась вне внутреннего политического. В результате администрация президента и президент не воспринимали ее как свою, и она оказалась просто «бюрократическим упражнением». Также недостатком документа было то, что он ставил перед собой «набор мер по широкому фронту». Страдало и качество исполнения — стратегические задачи правительство выполняло по остаточному принципу – после текущей деятельности и поручений президента. Удивительно, что хоть в чем-то удалось продвинуться, резюмировал чиновник.
«Размазывание» целевых показателей, действительно, мешало их достижению, согласился Михаил Дмитриев. По его словам, приоритетные национальные проекты 2006 года и майские указы президента 2012 года были более успешными, чем стратегии. «Если мы хотим добиться результата, количество целей должно быть ограничено», – подчеркнул он.
Однако исполнение указов выполнялось под жестким контролем администрации президента. Будет ли работать этот механизм при большой стратегии, непонятно, возразил Олег Фомичев.
Проблемы есть и с выполнением региональных планов развития. Так, по словам Наталии Борисовой, директора Российского фонда прямых инвестиций, участвовавшей в подготовке стратегии Юга России, несмотря на поставленные цели, регион так и остался дотационным. Можно было бы списать провал на кризисный 2008 год, однако, по мнению эксперта, главная причина неудачи – в несовершенстве механизма принятия решений.
Чтобы стратегия работала, у нее должны быть четкие количественные показатели, а также реалистичные цели, отметил Дмитрий Панкин, председатель правления Евразийского банка развития. По его словам, здесь можно взять на вооружение опыт соседей.
«Например, у Казахстана пока результаты лучше, чем у России, – падения экономики нет, идет прирост иностранных инвестиций», – подчеркнул он.
Инерционный сценарий не сулит нашей стране ничего хорошего.
«Пытаясь реализовать предыдущие стратегии, мы жили при попутном ветре. Сейчас нужно – при встречном», – отметил Алексей Кудрин.
«Надо двигаться против встречного ветра – мировая экономика тормозится всерьез и надолго», – согласился Михаил Дмитриев. Кроме того, Россия уже сейчас близка к тому, чтобы «проспать» многие вызовы, прежде всего в области технологического развития, добавил Олег Фомичев.
Завесу тайны над Стратегией-2035 Алексей Кудрин пообещал раскрыть в январе 2017 года, пока же заверил, что ошибки прошлого в ней будут по максимуму учтены. В частности, она определит несколько приоритетов, или драйверов роста. Главные шаги будут лежать в области развития человеческого капитала и переориентации с сырьевого экспорта на экспорт технологий. Креативные индустрии также могут войти в Стратегию-2035, нужно только сперва определить, что входит в это понятие.
Олег Фомичев, в свою очередь, выразил надежду на то, что разработанный ЦСР документ не станет, подобно Стратегии-2020, «бюрократическим упражнением». «Сейчас Алексей Кудрин контактирует с президентом и правительством, и они готовы считать стратегию своей», – сказал он.
Впрочем, окажется ли новый план успешнее своих предшественников, покажет только время, ведь стратегия — это всегда ставка на один из сценариев развития. По мнению Андрея Шаронова, возможно, следует поменьше писать стратегий и больше совершенствовать механизм их реализации.
«Мы гораздо успешнее создаем нормативные акты и концепции, чем исполняем, – отметил он. В результате остается много нерешенных вопросов, которые кочуют из одного документа в другой... Надо решить их или уже сказать, что так мы и хотели, и в стратегию больше не включать».
Справка:
Стратегия-2010 — программа социально-экономического развития Российской Федерации на период 2000—2010, разработанная в Центре стратегических разработок под руководством Германа Грефа.
Среди ключевых мер — реформы в области экономики (модернизация бюджетной политики, таможенной политики, налоговой системы, развитие финансовых рынков, рынков земли и недвижимости и др.) и социальной сфере (реформы образования и пенсионного страхования, здравоохранения и социальной помощи).
Из десяти стратегических целей на 100% были достигнуты только три — вырос уровень жизни населения и снизилась бедность, был удвоен ВВП и обеспечена платежеспособность государства.
Стратегия-2020 по поручению российского правительства разрабатывалась в 2011 году экспертами Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы.
Среди целевых показателей были увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года, рост ВВП на 37—38%, рост производительности труда на 40—41 %, снижение энергоемкости ВВП на 17-19%, рост реальных располагаемых доходов населения — на 53-54%, рост инвестиций в основной капитал на 80—85%.
Все эти цели выполнены не были.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»