10 октября. В этот день в 1922 году случилось немыслимое — на Знаменской площади у Николаевского вокзала как бы заново открыли памятник царю Александру III.
Тот самый — огромный и массивный, над которым смеялись еще в 1909 году, в момент его первого открытия:
«Стоит комод
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот...»
Памятник, действительно, вызывал странное ощущение — кажется, что конь упирается и не хочет идти вперед. При этом памятник был царю, который начал строительство железнодорожного пути к Тихому океану...
После революции 1917 года не прошло и двух лет, как известный пролетарский поэт Демьян Бедный придумал новую надпись на постаменте в виде четверостишия:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я прожил удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Сначала это была просто надпись, а затем ее выбили на боковой части постамента. И в 1922 году произвели шуточное «переоткрытие» памятника. Но и этим дело не окончилось. В 1927 году этот памятник использовали молодые скульпторы для создания временного монумента, посвящённого 10-летию революции: царя поместили в клетку, рядом возвели винтообразную башню, шестерню, серп, молот и надпись «СССР».
Говорили, что это не вызывало отторжения даже у людей «старого образца», над памятником иронизировали, но все же это не было оскорблением или его уничтожением. Да и любви к монументу ни у кого никогда не было — даже сын Александра III – Николай II был им недоволен и хотел «сослать» в Иркутск.
В 1937 году монумент был демонтирован по смешному обвинению — дескать, мешал дорожному движению. Эпоха иронии сменилась прямым насилием.
Посмотрите на этот памятник у Мраморного дворца... что-то в нем действительно удивляет.