Провалиться в «черный шум», а также научиться рисовать глазами и с помощью телефона предлагает первая выставка нового центра современного искусства МАРС, открывшегося в центре Петербурга.
В Петербург пришло мультимедийное искусство: в галерее «Пассажа» обосновался московский центр МАРС. Теперь на трех этажах и 800 квадратных метрах здесь будут методично погружать посетителей в мир цифрового творчества, в котором каждый может стать соавтором не только смыслов — что актуально для любого искусства в принципе, – но и конкретных визуальных и звуковых образов.
Первая выставка, с которой центр начал сегодня свою работу, называется «Теория поля». Она состоит из шести залов с инсталляциями, очками виртуальной реальности и экранами, способными следить за движениями ваших глаз.
Познание дается нелегко: к этому языку образов зрители в большинстве еще не привыкли. Первые посетители выставки активно допытывались у сотрудников центра, что, например, может означать гигантская анимированная абстрактная проекция на всю стену или весь потолок, сделанная в формате 3D? А что пучок лазерных лучей, периодически направляемых в зал в полной темноте? Зачем вставать на красную площадку и сканировать свою фигуру?
Корреспонденту «Фонтанки» повезло встретить на вернисаже известного куратора и арт-менеджера Лизу Савину, которая помогла задать основное направление дальнейшим интерпретациям:
«О чем большей частью думают художники, которые работают в мультимедийном искусстве? Понятно, что все они вышли из теории фрактала, из всех этих бесконечных галлюциногенных трипов. Но вообще это вопрос деконструкции мира. Основная паника, в которой живет человечество сейчас, – в том, что есть система деконструкций, которая затрагивает даже самые незыблемые понятия. Даже архитектура превратилась в сцену. И в мультимедийном искусстве проблема деконструкции превращается в игру, что делает его невероятно популярным».
Первый из залов, в котором оказывается зритель, сразу же приглашает его разлечься на пуфике и уставиться в потолок, надев 3D очки. Работа Максима Свищева и Андрея Свибовича What Hide the Voices представляет собой визуальное переложение голосового файла, который разворачивается у вас на глазах.
Во втором зале зритель, также в 3D очках, наблюдает трехмерные геометрические фигуры и «проваливается» куда-то в космос, а точнее — в «черный шум». Так называется инсталляция творческого коллектива Tundra. В разных значениях «черный шум» – это и тишина, и шум с определенным спектром, который считается характеристикой природных и иных катастроф, вроде обвалов рынка.
В третьем зале посетителя «накрывает» инсталляция Сuriosity Media Lab «Розы мира: Шрастры и Уицраоры», апеллирующая к философскому произведению Даниила Андреева. Здесь Шрастр — это место обитания дьявольских существ, а Уицраоры — агрессивные хищники.
Этажом ниже вступает в силу интерактив: желающим прочувствовать на себе инсталляцию MIMPI команды Stain предлагают заняться рисованием с помощью своего мобильного телефона, который предварительно нужно будет подключить к определенной сети вай-фай. Проводя им из стороны в сторону в пространстве, словно пультом от телевизора, в попытке найти сигнал, вы сможете управлять цветовыми волнами на экране, огибающем три стены. Впрочем, как показала практика на открытии, если несколько человек будут делать это одновременно, сигналы могут друг друга перебивать.
Еще одна инсталляция – «Тимей» Гийома Мармана – состоит из разнонаправленных лазерных лучей. Она отсылает к одноименному трактату Платона и предлагает задуматься об устройстве Вселенной, хаосе и порядке.
Ну и, наконец, на интерактивной площадке зритель может сесть перед экраном, зафиксировать свой взгляд поочередно на каждой из трех точек, тем самым дав компьютеру запомнить положение глаз. После этого человек может «рисовать» на экране глазами, буквально не контактируя ни с чем физически. Один минус — если вы носите контактные линзы, фокус с большой вероятностью не сработает.
Петербургское отделение центра МАРС, специализирующегося на мультимедийном искусстве, станет третьим в России: помимо Москвы он представлен в Абрау-Дюрсо. А в скором времени свой МАРС должен появиться во Владивостоке. А также в китайском городе Шэньчжэнь недалеко от Гонконга.
«Мы реализуем свою стратегию развития в системе хабов, – рассказал «Фонтанке» о проекте директор центра МАРС Сергей Демчев. – Мы не можем возить куда-то выставки произвольно: нужны площадки, оборудованные специальным образом, имеющие подготовленный персонал. Мы также занимаемся образовательными программами: у нас есть лаборатория разработки и развития этого направления, проводятся публичные обсуждения и фестивали. Мы многое делаем для социальных аудиторий: у нас уже есть программа для глухонемых, а сейчас начинаем делать программу для аутистов. Такая же работа планируется и в Петербурге: здесь появится лаборатория, будут проводиться параллельная программа и музыкальная, а также образовательные мероприятия для детей и взрослых».
Ожидается, что выставки в пространстве МАРС будут сменяться 3 – 4 раза в год. Организаторы обещают, что петербургская программа не будет дублировать московскую.
Алина Циопа, "Фонтанка.ру"