В эти июльские дни 1714 года государь Петр Алексеевич издал указ об учреждении «обыкновенной» почты между Санкт-Петербургом и Москвой.
Обыкновенная почта — это почта регулярная и общедоступная. До этого власть обходилась своими гонцами, а частные лица отправляли письма с ямской оказией. Регулярность ямской почты оставляла желать лучшего.
Первый опыт организации регулярной почтовой службы «на западный манер» был сделан голландцем Ян Сведеном еще в 1665 году. Однако это была почта «зарубежная». Ян Сведен организовал поставки писем и европейских газет в Москву из Риги, которая тогда была крупнейшим городом шведской короны. Но уже при Петре I появились регулярные линии доставки почты между Москвой и Архангельском, тогда единственным портом в России, связывающим ее с Западом.
Тем не менее сложившаяся схема ямской почты была в представлении Петра архаикой, и не способствовала развитию новой столицы, жители которой имели тесные связи со столицей старой. Поэтому Петр постановил назначить два почтовых дня — понедельник и пятницу, в которые отправлялись с главной почтовой станции кибитки с почтой.
Регулярность сообщения и ее относительная бесперебойность вызвали восторг публики. Переписка между столицами сразу возросла, появилась реальная возможность послать важное письмо к конкретной дате, не разоряя свой карман.
Развитие почты способствовало появлению такого транспортного средства как тройка лошадей. Опытным путем было установлено, что эта разноаллюрная упряжка, когда коренная лошадь бежит размашистой рысью, а пристяжные — галопом, обладает наибольшей средней скоростью, которая составляла по разным источникам более 20 км в час.
Это не так то и мало. Поэтому в то время и из Новгорода в Петербург письмо могло дойти за день. Скорость, как говорят ныне, недостижимая для современной почты. Что позволяет задуматься, возможно дело не в том, на чем ехать, а, как правильно отмечал Петр Алексеевич, как организовать работу.