Аншлаг бизнес-джетов в Пулково напомнил петербургским операторам наземного обслуживания о лучших днях отечественной бизнес-авиации. «Фонтанка» выясняла, сколько стоило прилететь на ПМЭФ на своем самолете и как сильно кризис ударил по самому люксовому направлению авиации.
Вечером 15 июня над Петербургом друг за другом выстроились те, кто не привык стоять в очередях. Прибывающий в Пулково трафик был настолько плотным, что кружащий в зоне ожидания самолет «Уральских авиалиний» был вынужден уйти на запасной аэродром в Таллин. Остальным самолетам, выполнявшим регулярные рейсы, пришлось делить небо на заходе с «братьями меньшими», которые везли особо важных персон.
На ситуацию в воздухе не повлияло даже то, что в Пулково заранее подготовились к ежегодному нашествию бизнес-джетов. В аэропорту разработали специальные процедуры, которые должны были исключить задержки во время руления до взлета и после посадки. Сразу после приземления бизнес-джеты направлялись к перронам рядом с терминалами бизнес-авиации Пулково-2 и Пулково-3. Всего для них было выделено 55 стоянок.
«Сейчас весь перрон забит, свободных мест нет, – описывал «Фонтанке» ситуацию на 16 июня источник, знакомый с организацией прибытия бизнес-джетов в Пулково. – На форуме регулярно такая история. Повторяется каждый год».
Прибывающий в Пулково трафик деловой авиации распределяется между тремя компаниями по наземному обслуживанию: «А-групп», JetPort Spb и Pulkovo Aircraft Servises.
«А-групп» через «Авиа групп Норд» владеет терминалом Пулково-2 и принадлежит кипрской компании AGH Aviation Group Holding Cyprus Ltd. До 2014 года среди владельцев «А-групп» упоминался российский бизнесмен Геннадий Тимченко. Два года назад Тимченко официально продал свою долю в компании и таким образом ушел из Пулково-2. Имя покупателя не раскрывалось. Несмотря на это, по информации некоторых СМИ, Геннадий Тимченко все же сохранил свое присутствие в бизнес-авиации Пулково.
По данным базы СПАРК, половиной JetPort Spb владеет ЗАО «Джетпорт», другая у ЗАО «Вектор». В свою очередь 100% ЗАО «Вектор» у Владислава Замуруева. По данным сайта «ОГРН он-лайн», учредителем ЗАО «Джетпорт» является ООО «Авиапроект», учредитель которого – ООО «Ш.ЭЙР-С». В свою очередь учредителем ООО «Ш.ЭЙР-С» значится ЗАО «Джетпорт».
Pulkovo Aircraft Servises, по данным СПАРК, наполовину принадлежит Центру услуг гражданской авиации «Русаэро», а вторая половина у бизнесмена Ильи Хохлова.
По словам коммерческого директора оператора по наземному обслуживанию «А-Групп» Ольги Герасиной, в этом году бизнесменов не испугал ни кризис в российской экономике, ни санкции.
«Количество желающих посетить Петербургский экономический форум увеличилось. Как бизнесменов, так и других лиц, которые пользуются услугами бизнес-авиации. Мне кажется, что санкции никак на их желание прилететь не повлияли. Судя по количеству рейсов бизнес-авиации, интерес скорее вырос, чем снизился», – рассказала Ольга Герасина.
Похоже, что российских владельцев и арендаторов бизнес-джетов не смутило даже падение рубля. Ведь ценники на наземное обслуживание остались прежними, и счета выставляются в евро. По словам собеседника «Фонтанки», занимающегося приемом бизнес-джетов в Пулково во время ПМЭФа, минимальный чек начинается от 2 тысяч евро.
«Среднюю стоимость сказать сложно. Все зависит от набора опций, которые необходимы заказчику. Наземное обслуживание – это полный цикл, который включает в себя и аэропортовые сборы, и технико-коммерческое обслуживание, и услуги вип-зала для пассажиров. Если посчитать без дозаправки в аэропорту и аэронавигационных сборов, то можно сказать, что средний счет для среднего представителя бизнес-авиации, типа Challenger 600, будет где-то минимум 2 тысячи евро. Но, как вы понимаете, лимит может быть и 7-8 тысяч евро. Если будет много пассажиров, то будет дороже, если будет много питания, то ценник может еще дальше уйти», – рассказал источник «Фонтанки».
Также важно, на какой стоянке борт будет ожидать возвращения пассажиров, добавляет Ольга Герасина. Некоторые самолеты парковались на местах, выделенных оргкомитетом, другие – на коммерческих стоянках. Различается и время, которое самолеты провели в Пулково. Кто-то вынужден был после высадки пассажиров сразу перелететь в ближайший аэропорт и ждать там, а кому-то было позволено занимать место на протяжении всего форума. По словам Ольги Герасиной, все зависит как от целей и задач, так и от статуса пассажира.
Чтобы получить заветное место на перроне бизнес-элиты на время форума, авиакомпании, которые доставляют вип-персон, задолго до начала ПМЭФа подают заявки на обслуживание самолетов.
«В такие компании, как например «А-групп», где мы ее рассматриваем и направляем в организационный комитет форума, который отвечает за выдачу слотов. Там проверяют аккредитацию пассажира и на свое усмотрение выдают слот. Само получение слота бесплатное. Их распределяют достаточно скоро, и с нашей стороны никаких сложностей с их получением не было. Разве что иногда это происходило не так быстро, как хотелось бы», – рассказала Ольга Герасина.
Если пассажир не хочет встраиваться в предложенные оргкомитетом временные рамки, то правила игры меняются. Так, осведомленный собеседник «Фонтанки» знает, что некоторым вип-пассажирам могли выдать слот на любое время по их желанию. Такая «услуга» стоила еще 5 тысяч долларов.
Старания во что бы то ни стало угодить клиенту становятся понятны, если знать, что ПМЭФ для пулковских операторов бизнес-авиации самое «хлебное» время в году. Объемы перевозок в самом люксовом сегменте следуют общей тенденции авиаперевозок в России и снижаются уже на протяжении нескольких лет. Источники «Фонтанки» считают, что в этом году, наконец-то, по-улюкаевски «нащупали дно». Они верят, что пессимистичная тенденция скоро будет переломлена.
«Сейчас наступила фаза стагнации. Кто-то говорит об увеличении трафика, но в общем на рынке бизнес-авиации ситуация нестабильная. Конкурентная борьба усилилась. Идет подковерная игра в скидки, переходы к более дешевым вариантам наземного обслуживания и так далее», – рассказал источник «Фонтанки».
«Если говорить в общем, то рынок бизнес-авиации в стране с начала 2016 года просел где-то на 15%. И Пулково тоже не осталось в стороне. Однако у нас, в «А-групп», наблюдается улучшение по сравнению с прошлым годом», – рассказала Ольга Герасина.
После ПМЭФ операторам бизнес-авиации вновь придется вернуться к сократившейся ежемесячной статистике. Ведь, по словам собеседников «Фонтанки», падение трафика в некоторых компаниях составило около 50% по сравнению с данными 2014 года. Их надеждой станет следующий неюбилейный петербургский форум, когда вновь все стоянки будут заняты, а в небе над Петербургом возникнут очереди из бизнес-джетов.
Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"