Из-за пожара в вентиляционной шахте в Обухово около часа были закрыты три станции городского метро. Не сказать, что эта часть Петербурга обеспечена отличной сетью наземного транспорта. Скорее всего, пассажиры пострадали из-за ошибок подрядчика, ремонтировавшего вентузел.
С утра сильное задымление из вентиляционной шахты у метро "Обухово" изменило планы и расписание тысяч петербуржцев.
Вентиляционная шахта № 414 расположена на перегоне «Обухово» – «Пролетарская» – между улицей Грибакиных и Запорожской. Глубина составляет 52 метра. С 2015 года она находится на капитальном ремонте, который обойдется «Петербургскому метрополитену» в 300 млн рублей. В соответствии с контрактом, подрядчик – компания «Метро-контракт» – должен завершить работы к середине 2017 года. За это время нужно было восстановить гидроизоляцию и ликвидировать протечки, установить новое оборудование. Что потребуется после пожара – еще не известно.
По информации МЧС, возгорание произошло около 10.45. В этот момент девять рабочих «Метро-контракта» трудились на глубине 50 метров – то есть недалеко от того места, где начинается нижний вентиляционный узел шахты, выходящий непосредственно в тоннель. Они проводили работы по замене гидроизоляции. По предварительной версии, была нарушена технология производства огневых работ, то есть либо сварки, либо пайки. Произошло возгорание проводки и утеплителя.
Когда рабочие поняли, что самостоятельно не в состоянии потушить пожар, они спустились в нижний вентиляционный узел и закрыли за собой гермозатвор – специальные металлические ворота, которые призваны обеспечивать герметичность подземных сооружений метро в период войны или стихийных бедствий. Как считают в оперативном штабе, благодаря этому удалось не допустить попадания дыма в тоннель между станциями «Обухово» и «Пролетарская».
Дальнейшая хронология событий выглядит следующим образом. В 11.10 специалисты подземки первый раз отключили контактный рельс на этом перегоне, чтобы вывести работников «Метро-контракта» на поверхность. В 11.23 его вновь запитали, все это время движение по «зеленой» осуществлялось от «Ломоносовской» до «Приморской»: около 11 лет «Ломоносовская» была конечной, и там остался оборотный тупик.
Общая площадь возгорания, по данным МЧС, составляла 50 квадратных метров. Однако из-за обилия дыма со стороны создавалось впечатление, что внизу на время пожара шахта превратилась в котельную, которая снабжает теплом половину Невского района. В 12.05 МЧС сообщило о локализации пожара, однако для пассажиров беды только начались: оперативный штаб дал команду на повторное отключение контактного рельса, чтобы проверить, не проник ли огонь внутрь тоннеля.
В итоге станции «Рыбацкое», «Обухово» и «Пролетарская» были закрыты в течение 50 минут, пусть и не в час пик. Самым серьезным ударом для пассажиров стало неработающее «Рыбацкое»: по статистике, ежемесячно станцией пользуются около 1 млн человек. «Пролетарская» пропускает около 590 человек, а «Обухово» – 350 тысяч. Впрочем, последняя наполняется гражданами только в момент прибытия электричек Московского или Волховстроевского направления. Дополнительные трудности наверняка создал и тот факт, что с начала года закрыта на капремонт «Елизаровская».
Однако в комитете по транспорту не спешили с усилением маршрутов наземного транспорта: первоначально «Фонтанке» сказали в ведомстве, что пока не намерены делать этого. Но впоследствии исправились и отрапортовали об усилении трамвайных маршрутов №24 и 27, а также автобуса №8В.
«Рыбацкое», «Обухово» и «Пролетарскую» открыли ближе к 13.00. Теперь метрополитен будет разбираться с подрядчиком – компанией «Метро-контракт». Впрочем, она не является чужой для подземки. Фирма, отпочковавшаяся от «Метростроя», является постоянным подрядчиком при ремонте вентиляционных шахт. Так, она занимается реконструкцией вентузла рядом с «Василеостровской», рядом с «Площадью Александра Невского». Реестр акционеров компании скрыт, но ее директор Владимир Смоленцев ранее входил в число учредителей компании «Метропресс», которая контролирует киоски печати в подземке.
Сам Владимир Смоленцев отказался общаться с корреспондентом «Фонтанки», сославшись на то, что находится на пожаре.
Андрей Захаров, Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»
Пожары не впервые становятся причиной приостановки движения в петербургском метро. Например, осенью 2013 года на «Петроградской», которая тогда тоже была на капитальном ремонте, произошло возгорание шумоглушительной перегородки вентиляционной камеры станции. Из-за задымления движение по линии было парализовано, около часа были закрыты «Горьковская», «Черная речка» и «Пионерская». Была оцеплена территория вокруг «Петроградской».
В июле 2014 года произошло задымление шпалы на станции «Новочеркасская». На время проветривания были закрыты станции «Улица Дыбенко», «Проспект Большевиков», «Ладожская» и сама «Новочеркасская».
В июне 2015 года на короткий период нельзя было зайти на «Гостиный двор»: там произошел пожар в подплатформенном помещении.