Первый в России Центр поддержки экспорта открылся в Петербурге. Можно ли от импортозамещения перейти к активному экспорту? Какие российские товары востребованы на внешнем рынке? Правильно ли в условиях кризиса вкладывать средства в создание новой выставочно-деловой площадки? Обсудили в эфире [Фонтанка.Офис] с ведущими экономистами и экспертами в области экспортной торговли.
По мнению руководителя комитета по промышленной политике и инновациям Максима Мейксина, кризис и ослабление рубля дают петербургской промышленности беспрецедентно высокие шансы, чтобы нарастить долю не только на внутреннем рынке, но и на внешних. О желании Смольного вложить серьезные средства в поддержку компаний, которые могут работать на экспорт, "Фонтанка" сообщала совсем недавно, а накануне в "Ленэкспо" на базе созданного ранее Центра импортозамещения и локализации был открыт постоянный Центр поддержки экспорта.
По заверениям чиновников, Центр поддержки экспорта создан, чтобы помочь петербургским производителям экспортно ориентированной продукции выйти на зарубежные рынки, а также для увеличения экспортного потенциала России в целом. Справится ли новая организация с возложенными на нее задачами и не окажется ли Центр поддержки экспорта некоей ширмой, за которой скрываются реальные экономические проблемы, узнали у ведущих экономистов и экспертов в области международной торговли.
Гендиректор консалтинговой компании "Партнеры и Боровков" Павел Боровков, комментируя появление в Петербурге Центра поддержки экспорта, вспомнил одесский анекдот о том, что если публичный дом несет убытки, нужно не кровати переставлять, а девушек менять. Уникальных товаров мы не производим, конкурировать с Китаем и Индией в плане дешевизны пока не можем, вот и остается заниматься реорганизацией учреждений, – заявил в эфире [Фонтанка.Офис] эксперт:
Кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Мария Евневич предположила, что создание на базе Центра импортозамещения Центра поддержки экспорта – это попытка ребрендинга структуры, которая показала свою неэффективность. Также Мария Евневич высказала мнение, что такими способами исправить ситуацию на внутреннем и внешнем рынках не возможно. "Проще тратить, чем зарабатывать, а тратить с умом тоже надо уметь", – сказала Мария Евневич в эфире [Фонтанка.Офис]:
Владелец компании "Теорема" Игорь Водопьянов также был настроен скептически. По словам предпринимателя, те, кто реально работают, не обращают на такие вещи внимания. "В России умеют экспортировать нефть, газ и оружие, а чтобы улучшить ситуацию в других сегментах – надо экспорт дотировать, а денег на это нет", – заявил эксперт в эфире [Фонтанка.ОФис]:
Добавим, что по данным Смольного, в одном только Петербурге работают 250 предприятий, ориентированных на экспорт. Администрация города сейчас работает над программой поддержки ориентированного на экспорт бизнеса. Предполагаемая стоимость программы оценивается в миллиард рублей.