Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
5 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Бизнес Продавцы продовольствия возьмут прибыль количеством магазинов

Продавцы продовольствия возьмут прибыль количеством магазинов

530
Сергей Куликов/Интерпресс

Резкое снижение покупательской способности петербуржцев не пугает торговцев едой. Количество продуктовых магазинов в Северной столице и ближайших пригородах только растет.

В 2015 году оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 12,2%, до 1,1 трлн рублей, следует из материалов Петростата. Тем не менее количество продуктовых магазинов не только не сокращается, но продолжает расти.

На продовольственный ретейл пришлось 17% в общем объеме открытых заявок на поиск помещений в прошлом году, отмечают в Colliers International. Наибольшую активность проявляли представители бюджетных форматов. К примеру, «Продовольственная биржа» запустила более 20 универсамов «Полушка» в самом Петербурге и ближайших пригородах, ТД «Интерторг» – 11 универсамов «Семья». Сеть «Дикси» пополнилась 105 магазинами в формате «у дома» в Северо-Западном федеральном округе. «Также в нашем городе активность проявляли федеральные «Верный», «Пятерочка» и «Магнит», – комментирует Екатерина Лапина, руководитель департамента коммерческой недвижимости АРИН.

Начиная с четвертого квартала, по словам брокеров, к экспансии вернулись и форматы среднего и высокого ценового сегментов.

Так, «Лента» с декабря 2015 года открыла пять магазинов в формате супермаркет, до этого не представленном в нашем регионе. Планы по Петербургу компания не комментирует, однако в целом по стране темпы развития будут выше прошлогодних, отметили в пресс-службе.

X5 Retail Group в течение 2016 года планирует запустить в Петербурге пять новых супермаркетов «Перекресток» и модернизировать еще десять действующих точек сети. Для их обслуживания в конце февраля компания открыла новый распределительный центр в Шушарах стоимостью 1,4 млрд рублей.

ТД «Интерторг» открыл в Северной столице два супермаркета Spar с начала года. Всего в этом году компания намерена открыть 35 торговых точек в этом формате, говорит директор сети Антон Беловецкий, но сколько в самой Северной столице – не уточняет. «О'Кей» также «обозначает большие планы в формате 1000 – 2500 кв. м на 2016 год.

Готовы расширяться и премиальные игроки. Так, недавно стало известно, что сеть «Лэнд», которая в последние годы не открывала магазины, станет арендатором супермаркета «Стокманн» в ТЦ «Невский центр». Работающая в том же сегменте «Глобус Гурмэ» также готова запускать новые объекты, если найдет подходящую локацию, комментирует генеральный директор Андрей Яковлев. «Азбука вкуса», по словам брокеров, ищет помещения как для основного формата, так и для нового «АВ daily».

Пока не кончился кризис

Активность игроков среднего сегмента навряд ли связана с восстановлением спроса. Так, судя по результатам исследования холдинга «Ромир», в феврале петербургские покупатели резко сократили траты на еду, израсходовав на один поход в магазин на 16% меньше, нежели в январе.

Экспансия позволяет ретейлерам нарастить продажи вопреки падению покупательской способности. «Но открывать крупные форматы ретейлеры по-прежнему не рискуют, так как цена ошибки довольно высока. Проще вместо одного большого запустить несколько маленьких. Это тот путь, по которому сейчас будет идти весь рынок», – считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

«Продуктовые сети стремятся воспользоваться открывшейся возможностью и захватить как можно больше площадок, которые покидают магазины другого формата», – отмечает Екатерина Лапина. Это можно сделать только в кризис, поскольку в сытые времена владельцы предпочитают сдавать помещения продавцам одежды и рестораторам, которые могут платить бОльшую ставку.

Впрочем, на сегодняшний день наибольшая концентрация открытий — в районах новостроек в ближайших пригородах, где до этого работали преимущественно бюджетные игроки. К примеру, в поселке Мурино (станция метро «Девяткино») за последние месяцы открылись супермаркет Spar и две «Ленты». По словам брокеров, площадку рассматривает также компания «Продовольственная биржа» – для своего супермаркета «Лайм». Тогда как ранее ближайшим магазином в таком формате была Prisma в соседнем Новом Девяткино.

По словам Ольги Аткачис, руководителя департамента street retail компании Colliers International в Петербурге, спросом также пользуются помещения в районе метро «Парнас», а также в Кудрово и Шушарах.

«Районы новостроек интересны супермаркетам, поскольку там проживает в основном экономически активное население. Если у них хватило денег на покупку квартиры, то и на еду они готовы тратить не меньше, а возможно, даже больше, чем даже жители центральных районов, где большой процент пенсионеров», – комментирует Иван Федяков.

В новые кварталы рвутся и другие форматы. Так, «Пятерочка» в конце февраля запустила магазин в Мурино. В Кудрово «Продовольственная биржа» приобрела в собственность помещение для запуска магазина «Полушка». В том же районе, на территории комплекса «Семь столиц», арендовал помещение «Реалъ», отмечают в АРИН. Кроме того, в Кудрово в конце марта начнет работать гипермаркет «Лента».

«Мы наблюдаем серьезную конкуренцию среди продуктовых ретейлеров за качественные площади в развивающихся районах города. За такие помещения операторы могут буквально бороться, и победителем выйдет тот, кто готов предложить арендодателю наиболее привлекательные условия и сделает это первым», – говорит Анна Лапченко, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Санкт-Петербурге.

По оценке Екатерины Лапиной, помещения в Мурино площадью 1,5 – 3 тыс. расходятся за 2,5 тыс. руб за 1 кв. м в месяц. Такая ставка сопоставима со стоимостью площадок в густонаселенных районах вблизи станций метро в самом городе и, вероятно, в ближайшее время будет только расти. «Впрочем, в Кудрово, где метро нет, ситуация поспокойнее», – говорит она.

По мнению Ивана Федякова, мультиформатные ретейлеры могут позволить себе платить высокую ставку и при этом не завышать цены на товар благодаря развитой логистической инфраструктуре. «Наличие распределительных центров и гипермаркетов, которые могут выполнять их функцию, позволяет значительно снизить издержки, характерные для данного формата», – подчеркивает он.

Впрочем, в новых районах невозможно предсказать, позволит ли трафик покрыть аренду, особенно с условием того, что магазины открываются буквально дверь в дверь. «Скорее всего, от лишних точек сети потом будут избавляться, если не выйдет договориться с владельцем о снижении ставки», – заключает Лапина.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях