Госкорпорация "Ростех" и альянс Renault-Nissan, владельцы крупнейшего в России автопредприятия, недовольны финансовыми результатами завода и хотят сменить руководителя.
Как сообщает Аналитическое агентство "АВТОСТАТ", ссылаясь на "Ведомости", есть информация, что возглавить компанию предлагали гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, но тот отказался. Ведутся ли переговоры с кем-то еще – неизвестно.
Трехлетний контракт с Андерссоном был подписан в 2014 году. Возможно ли по его условиям досрочное расторжение по инициативе одной из сторон, источники "Ведомостей" на предприятии не знают. Один из инсайдеров говорит, что кроме отставки топ-менеджера рассматривается вариант назначения "помощника", который возьмет на себя оперативное управление компанией. То или иное решение может быть принято на ближайшем совете директоров в марте, но точная дата и состав повестки дня пока не называются.
Однако начало поисков кандидата не говорит о том, что контракт обязательно расторгнут раньше срока – эксперты отрасли подчеркивают, что поиск руководителя такого уровня обычно занимает срок не менее полугода, а часто и больше. Так что у Андерссона вполне есть шансы доработать до окончания договорного срока.
"Опала" президента "АвтоВАЗа", по словам источников, связана с многими факторам. В частности, Сергей Чемезов, генеральный директор "Ростеха", осенью прошлого года высказывал недовольство кадровой политикой Бу Андерссона.
"Народ выгнали на улицу, – говорил он. – Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче". Однако при этом он уверял, что вопрос о смене руководителя пока не стоит, "но какую-то воспитательную работу надо провести".
В то же время на защите топ-менеджера стоит президент Renault-Nissan Карлос Гон – это он в свое время выдвинул кандидатуру Бу Андерссона. Гон не раз заверял, что его работой альянс доволен. В январе он оправдывал неудовлетворительные результаты тем, что Андерссон неожиданно оказался в ситуации, когда рынок сократился наполовину. "Люди не понимают, насколько это жестокий шок для "АвтоВАЗа", – заявлял Карлос Гон.
Среди задач, поставленных при назначении перед Бу Андерссоном, были вывод на рынок новых моделей, получение компанией 20%-ной доли на рынке, выход на положительный денежный поток, отмечает издание. И новинки появились (в частности LADA Vesta и LADA XRAY), а доля почти достигла требуемого показателя (почти 18% по итогам 2015 года). Но финансовые результаты оказались ниже всякой критики: чистый убыток в 2015 году вырос почти в три раза (до 73,9 млрд руб.), чистый долг – в полтора (до 88,8 млрд руб.). Другие денежные показатели тоже не радуют.
Такой рост убытков в компании объясняют резким повышением цен на комплектующие в связи с девальвацией рубля, а также падением спроса на продуцию автозавода. Так, по данным "АВТОСТАТА", в 2015 году продажи автомобилей LADA в России упали на 31% на фоне общего сокращения рынка на 36%.
В нынешней рыночной ситуации никакой президент не смог бы вывести компанию в прибыль, уверены эксперты. Тем не менее, по мнению многих, провал усугубился тем, что Бу Андерссону не удалось сформировать эффективную команду, способную минимизировать потери. Местным кадрам он предпочитает привлеченных менеджеров, но и они далеко не все могут ужиться с авторитарным стилем управления Андерссона, поясняют неназванные источники издания.