Идеалисты верят, что достаточно написать хороший закон, правильный, прогрессивный — и тогда все пойдет как по маслу. Примером того, что тщательно подготовленный закон можно использовать как дышло, является судьба конституции Мейдзи в Японии. Она была принята 11 февраля 1889 года.
Эта конституция зафиксировала направление политического развития Японии более чем на полвека вперед. Интересна она нам сегодня тем, что история ее принятия и применения показывает, как хорошие идеи могут привести к весьма жутким последствиям.
К началу 80-х годов 19-ого века стало ясно, что необходимо принять официально основной закон государства, который бы ответил на вопрос, что есть такое – Япония. Курс на изучение всего лучшего в западной цивилизации уже был принят, поэтому в 1882 году было решено отправить советника Ито Хиробуми в европейские страны для изучения конституционных форм правления.
Ито посетил за 14 месяцев 18 стран. И чем больше он ездил, тем больше сомневался в либеральных идеях, которые наблюдал в Британии и Франции, и тем больше симпатизировал германской модели. Он даже встретился с канцлером Германии Отто фон Бисмарком. В итоге Ито пришел к выводу, что самой подходящей для Японии будет прусская модель государственного устройства, которая сочетает сильную императорскую власть, определенную роль аристократии, помещиков и буржуазии, и элементы социальной защиты широких народных масс. Стоит отметить, что именно а Германии Бисмарка впервые появилась система социального страхования, что было важно в условиях японского патерналистского общества.
Конституция Мейдзи, созданная Ито Хиробуми, была весьма общим документом. В итоге ей прекрасно пользовались и во времена правления императора Ёсихито, известные как «демократия Тайсё» и во времена раннего правления императора Хирохито, когда возобладало милитаристское направление в развитии Японии. Она годилась на все случаи жизни. Именно поэтому в 1945 году американцы настояли на переделке конституции Мейдзи, что бы закрепить за ней миролюбивый характер развития Империи.
Как в конце 80-х годов прошлого века, при жизни императора Хирохито, приходилось слышать от японских гостей, что Япония шла своим путем не по-писаному. Открыв себя миру, она неминуемо должна была вступить с ним в столкновение. И имея вековые традиции военного сословия, это столкновение неминуемо было военным. Поэтому надеяться, что написав умную бумагу, вы измените судьбу народа — легкомысленно. Но вот вопрос, может, если бы не пытаться — было бы еще хуже?