Автор талисмана московской Олимпиады 1980 года, заставившего плакать весь мир, художник Виктор Чижиков рассказал в преддверии двухлетней годовщины Олимпийских игр, почему его маленький медвежонок Миша казался добрее, чем многие серьезные взрослые, и кто послужил его прототипом.
- Виктор Александрович, всенародная любовь к олимпийскому Мише, символу московской Олимпиады, совершенно не удивляет. Благодаря вашим умным, добрым иллюстрациям в «Мурзилке», «Веселых картинках» и детских книгах мы выросли нормальными людьми, хотя время было сложное – партия рулила. Вот и вы писали: «Я работал в «Крокодиле» — юмористическом журнале для взрослых с крокодилом на обложке, курящим трубку. Потом, правда, крокодил курить бросил. По приказу партии». А к появлению Миши ЦК КПСС тоже был причастен?
- Был, но не сразу. Наша группа московских художников ничего не знала о конкурсе олимпийского талисмана. И вот однажды моего друга и коллегу Володю Перцова на улице встретил один из руководителей Союза художников и сказал, что конкурс прошел, никто ничего не дал, и вот бы вам, детским художникам, включиться в это дело. Перцов собрал своих близких друзей – Монина, Лосева и меня – и предложил: «Давайте, ребята, нарисуем». За неделю каждый из нас сделал легкие карандашные наброски не менее ста медведей. Это были просто поиски образа. И забыли про это, и что надо отдать в Олимпийский комитет – тоже. Занимались своими делами. А потом Перцову звонят и интересуются: «Что же вы не несете, нам сказали, что ваша группа работала над талисманом?» Так наши медведи туда наконец-то и попали. Потом их смотрели, смотрели и выбрали одного. Выяснили чей и сказали: «Пусть Чижиков к 1 апреля 1977 года сделает его в цвете».
- Ваш Мишка сразу был такой, каким мы его увидели на Олимпиаде, или вам пришлось еще порядочно поработать над образом?
– Всё, о чем просили, я сделал, но Мишка до августа пролежал в Олимпийском комитете. Я ничего о нем не знал. Но понимал, что на моем рисунке причастность медведя к олимпийскому движению никак не отображена. Образ я вроде бы нашел, им нравится. Но, понимаете, не все было так просто, передо мной стояла задача нарисовать медведя, которого еще не было в истории человечества, даже в фантазиях других художников. Ведь плагиат мог привести страну к юридическим неприятностям. До меня миллионы художников рисовали миллионы медведей, задача выдалась сложнейшая. Любой художник, если бы я повторил чей-то образ, мог предъявить мне претензии. Значит, нужно что-то вытаскивать из собственных глубин.
- Никуда России наверно от этого символа не уйти, на одной Олимпиаде – мишка, на другой – мишка?
– Это было желание телезрителей. Они писали в передачу «В мире животных» Василию Пескову, что хотят видеть олимпийским талисманом именно медведя. И вот в конце августа на выставке были представлены 64 мишки. И один из них мой. Туда приехал президент Международного олимпийского комитета лорд Майкл Килланин. Он смотрел, смотрел и вдруг прямо у моей работы остановился и неожиданно сказал: «Так вот же он!» Потом взглянул на часы и спросил сопровождающих: «Что у нас сегодня еще по плану?» – как бы подытоживая свои размышления. Об этом мне рассказал корреспондент газеты «Воздушный транспорт», а иначе я бы никогда не узнал. Через месяц мне звонят из Олимпийского комитета и говорят: «Виктор Александрович, поздравляем, ваш медведь утвержден, он прошел ЦК партии». Вот тут-то партия как раз и появилась…
Я обрадовался, конечно. Примерно через неделю опять звонок – завтра сдаем его в печать. Я ответил, что перед этим хорошо бы юридически оформить наши отношения. В ответ прозвучало: «Да-да, конечно». Но с авторскими правами так ничего и не решено до сих пор. А 19 декабря 1977 года в газете «Правда» написали, что утвержден талисман Олимпиады, художник В. Чижиков. Такое вот было начало.
- То есть у отца олимпийского Миши даже подтверждающих документов нет, и ни у кого из сотрудников нынешнего Олимпийского комитета не возникло желания все-таки их вам вернуть?
– Об этом можно спросить в Олимпийском комитете, но лучше не надо. Мне, честно говоря, даже к этому возвращаться не хочется. Не хочу никого радовать тем, что я все время держу это в мыслях. Я уже давным-давно ушел от этого и живу в совершенно ином пространстве. Считаю, что для художника очень важно в первую очередь сделать талисман, который будет любить народ. А моего Мишку любят до сих пор.
Когда Виктор Чижиков предложил «юридически оформить отношения», то услышал в ответ обычные для того времени слова: «Автор не вы, а советский народ». Ему было предложено подписать документы, в которых значилось, что он нарисовал не олимпийский талисман, а выполнил работу под названием «Забавный медвежонок».
Кто стал прототипом Миши-80 и как Сочинский Миша превратился, по мнению Чижикова, в «алкаша», читайте на «Фонтанке.fi».