Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт Антидопинговое агентство открыло отчет

Антидопинговое агентство открыло отчет

603
Picvario/Интерпресс

Международное мошенничество с допинг-тестами в лёгкой атлетике было сконцентрировано в России, а его главный участник "свёл дружбу" с президентом Путиным. Об этом "Фонтанка" вычитала в итоговом отчёте Независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства.

Итоговый отчёт Независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) был опубликован в четверг, 14 января.

О допинг-скандале в лёгкой атлетике, который может закрыть российским спортсменам путь на Олимпиаду-2016, "Фонтанка" писала в ноябре, когда был обнародован первый отчёт ВАДА. Комиссия делала вывод: в России "сложная и хорошо отлаженная система покровительства допингу" контролировалась на государственном уровне. В нашей стране расследователей ВАДА после этого упрекали в антироссийской ангажированности и в том, что нет у них никаких доказательств, кроме слов обиженных спортсменов. Но и сама комиссия делала оговорку: из отчёта пришлось исключить некоторые сведения, чтобы не помешать работе официального следствия во Франции. С тех пор у комиссии появились новые данные, а официальное следствие зашло, видимо, уже достаточно далеко, чтобы не бояться помех. Итоговый отчёт не только заполняет многие пробелы. По его содержанию можно понять, как российские спортивные функционеры замутили с международными бизнес на допинге. "Фонтанка" изучила 95-страничный документ.

"Ближний круг"

ИААФ – организация богатая, её годовой бюджет – порядка 40 миллионов евро. В 1999 году на пост президента был избран гражданин Сенегала 1933 года рождения, чемпион Франции по прыжкам в длину Ламин Диак. И вот теперь, после 16 лет президентства, он считается одной из ключевых фигур в международном допинговом мошенничестве. В ноябре прошлого года Диак был арестован во Франции.

Именно 16-летний срок бессменного президентства в отчёте комиссии назван одной из причин перекоса, возникшего в структуре управления ИААФ и позволившего коррупции разъесть верхушку организации. Президент руководил ею с помощью "ближнего круга", как сказано в отчёте, куда допускались только родственники и друзья. В него вошли, в частности, двое сыновей Диака (а всего у него 15 детей). Сын по имени Папа Масата был назван советником по маркетингу, хотя для такой работы ИААФ нанимала по аутсорсингу целую фирму. Сына по имени Халил привлекли как просто советника. Кроме того, Диак-старший взял отдельного помощника по правовым вопросам – Хабиба Сиссе. Формально консультанты в штате руководства ИААФ не числились, но фактически международной лёгкой атлетикой, по версии комиссии, заправляли именно они. А сам Диак "выступал в роли воронки, через которую утекала информация о вопросах по поводу допинг-проб". И "утекала" она, как следует из отчёта, преимущественно к российским спортсменам.

В 2011 – 2012 годах, когда разворачивались основные события скандала, Диак уже имел 13-летний стаж президентства в федерации. И тут началась кампания по выборам президента страны у него на родине – в Сенегале. По одной из версий, Диак хотел баллотироваться, а на это нужны были деньги. И он якобы насобирал 1,5 миллиона евро на взятках из России. Потом Диак будто бы от сенегальских выборов отказался, а деньги остались на банковском счёте в Сингапуре – у предпринимателя по имени Тан Тонг Хан.

Бизнесмен Хан тоже значился одним из независимых "маркетинговых консультантов". "Чёрные новости" – так дословно переводится название его сингапурской фирмы. Комиссия исследовала "кибер-профиль" Хана и выяснила, что "консультант" постоянно был на связи с президентом Диаком и другими высокопоставленными чиновниками федерации, регулярно посещал заседания и другие мероприятия. Более того, он поддерживал российскую визу и часто посещал нашу страну. Его деятельность в федерации вообще была ориентирована на Россию. На основе проведённого кибер-анализа комиссия делает предположение: форма "маркетинг-консультирования" обеспечивала удобное прикрытие платежей, проходивших в рамках взяточничества и вымогательства. Хан, по мнению комиссии, тоже входил в упомянутый "ближний круг" Диака. Настолько ближний, что сына он назвал в честь Папа Масата.

"Авгий"

Так назвали операцию Интерпол и французская прокуратура. И это, если верить отчёту, отражает масштабы коррупции и в ИААФ, и в российской лёгкой атлетике.

Основное действие, описанное в отчёте, начинает разворачиваться в 2011 году. Тогда произошло несколько ключевых событий. Во-первых, совершенствовалась система допинг-контроля: были введены биологические паспорта спортсменов, где фиксируются изменения в составе крови и мочи. Главный тренер российской сборной по лёгкой атлетике Алексей Мельников признался, что он и его коллеги лишь постфактум оценили перемены:

"Мы начали понимать эту систему только весной 2012-го, – сказал он в одном разговоре, который цитирует комиссия. – До этого мы не понимали, какие у нас могут быть проблемы".

То же самое отмечают и члены комиссии: российские тренеры оказались "намного медленнее в развитии методов уклонения" по сравнению с совершенствующимся использованием средств обнаружения допинга и были "не в состоянии оценить правовые последствия" применения стимуляторов. Иными словами, российская "химия" стала отставать от мировой "антихимии".

Во-вторых, в 2011-м казначеем ИААФ был избран глава Российской федерации лёгкой атлетики (РФЛА) и один из советников российского президента по культуре и спорту Валентин Балахничёв. На работу в ИААФ взяли и его сына. Сам глава РФЛА, отмечает комиссия, "был близко знаком" с Папа Диаком и поддерживал тесные связи с бизнесменом Ханом. Возможно, предполагает комиссия, в роли казначея ИААФ Балахничёв осуществлял связь между фирмой Хана и Диаком-сыном.

В-третьих, в 2011-м в завершающую фазу вошла подготовка к чемпионату мира по лёгкой атлетике в Москве. Чиновники ИААФ, как следует из отчёта, оказались в сложной ситуации: допинг-пробы членов нашей сборной означали, что мероприятие может пройти без хозяев чемпионата. Ламин Диак признавался, что отстранение россиян может обернуться отсутствием прав на телетрансляции и разрывом других сделок.

"Это было бы катастрофой", – сказал он.

На фоне этих событий в 2011 году курировать антидопинговый отдел ИААФ был поставлен доверенный юрист Диака – Сиссе. Человек, прежде никогда не имевший с этим дела, теперь отвечал за работу с биологическими паспортами. Причём, утверждает комиссия, речь шла именно о паспортах российских атлетов. "Диак сознательно поставил Сиссе заниматься этим отделом, чтобы тот мог оперировать результатами и дисциплинарными процессами российских атлетов, заподозренных в допинге". И благодаря "активной помощи правового консультанта" тренеры российской сборной "смогли проникнуть через герметичную печать антидопингового отдела". Попросту – стали своевременно получать информацию о предстоящих тестах.

В ноябре 2011 года, 18-го числа, Сиссе потребовал список российских спортсменов, заподозренных в применении запрещённого эритропоэтина и в так называемом "кровяном допинге". Сотрудники ИААФ отмечали, что само по себе такое требование со стороны консультанта – это странно. Однако вскоре письмо со списком пришло на личный почтовый ящик Сиссе. Через 2 дня, 20 ноября, юрист отправился в Москву "за счёт ИААФ". Ещё через 4 дня, 24-го, он вернулся. Валентин Балахничёв признался независимой комиссии: Сиссе передал ему упомянутый "список 23-х".

На этом этапе комиссия отмечает участие главы антидопингового отдела ИААФ Габриэля Долле, о котором подробно рассказывалось ещё в ноябре. Напомним, что этот доктор направлял письма заподозренным спортсменам, а потом выдерживал паузу, позволявшую им принять участие в важных стартах.

"Подстрекаемый Сиссе и тренерским штабом РФЛА, Долле оказывал им пособничество", – сказано в итоговом отчёте.

Как выяснила комиссия, дважды в месяц он интересовался допинг-тестами российских спортсменов и инструктировал подчинённых передавать Сиссе списки "неблагонадёжных". Этой информацией в ИААФ пользовались, "чтобы управлять незаконной деятельностью" в российской легкоатлетической федерации:

"Он работал как трубопровод между президентом Ламином Диаком и сотрудниками РФЛА во всём, что связано с вопросами антидопинга и с участием в этом российских спортсменов".

В июне 2012 года, за два месяца до Олимпиады в Лондоне, антидопинговый отдел ИААФ, утверждает комиссия, подготовил для российского тренерского штаба так называемый "отсроченный список шести": имена спортсменов, которые якобы уличены в нарушении, но которых выведут на чистую воду позже – после состязаний. Документы по этим атлетам вдруг потерялись. Спортсменам, упомянутым в списке, были даны гарантии, что они смогут участвовать в Олимпиаде и не будут дисквалифицированы. В списке фигурировало, в частности, имя победительницы престижных марафонов - надежды сборной Лилии Шобуховой.

Позже, в конце 2012 года, на состояние здоровья Шобуховой обратит внимание штатный врач ИААФ, доктор Гарнье: он заметит, что перед важными соревнованиями уровень гемоглобина у спортсменки критически высок. Это был признак применения допинга, который по каким-то не понятным врачу причинам не помешал девушке участвовать в состязаниях, в частности – в лондонской Олимпиаде. Когда доктор сообщил об этом Долле, тот потребовал, чтобы Гарнье провёл повторные исследования. Врач отказался. Более того, он обнаружил пресловутый "список шести", что крайне его возмутило. Он составил собственный список – из девяти подозрительных спортсменов. И пошёл с ним к руководству ИААФ – менеджеру по антидопинговым расследованиям Томасу Капдевилу и юристу Хью Робертсу. Последний пообещал "сделать что-то с этими случаями". Но, отмечает комиссия, "выполнить обещание оказалось труднее, чем он думал".

Робертс действительно сходил к Диаку со "списком девяти" и пригрозил отставкой, если эти спортсмены продолжат участвовать в соревнованиях. Диак заверил, что нарушители будут дисквалифицированы. Вернувшись, Робертс передал эти слова доктору Гарнье и Томасу Капдевилу. Однако спортсмены продолжали состязаться. В 2013 году Робертс ещё дважды напоминал Диаку о "списке девяти". Наконец, он предъявил президенту ультиматум. И тогда Диак пожаловался юристу: он "оказался в трудной ситуации, которую может разрешить только президент Путин, с которым он (Диак) свёл дружбу". В итоге всё-таки все 9 заподозренных спортсменов больше не участвовали в соревнованиях. Но Робертс поплатился за это отставкой.

В июле 2013 года заместитель генсекретаря ИААФ Ник Дэвис писал в письме Папа Масата Диаку о рекламной кампании в Москве. После призывов к сохранению тайны, "строгому контролю внутри нашего тесного круга" и описания самой кампании он увещевает "консультанта" позаботиться об интересах бизнеса, которому может повредить допинговый скандал: "Я должен быть в состоянии сесть за переговоры с отделом антидопинга и понять, какой российский "скелет" всё ещё есть у нас в шкафу. Я думаю, что время представлять неких спортсменов прошло давным-давно, теперь мы должны быть умными. Эти атлеты, конечно, не должны стать частью российской команды на чемпионатах мира. Чтобы обеспечить это, на Валентина (видимо, речь идёт о Балахничёве. – "Фонтанка") нужно оказать давление".

Казус Шобуховой

Как было сказано ещё в ноябрьском отчёте, Лилия Шобухова заплатила за участие в Олимпиаде взятку в 450 тысяч евро. Позже она поняла, что данные ей гарантии были, как сказано в отчёте, ложными. Напомним, что спортсменка была дисквалифицирована за применение допинга.

О том, что ей грозит дисквалификация перед Олимпиадой, Шобухова узнала в декабре 2011 года от своего тренера Алексея Мельникова и агента Андрея Баранова. В распоряжении комиссии есть запись телефонного разговора между Мельниковым и Барановым: тренер информирует агента, что спортсменка должна заплатить 150 тысяч евро, чтобы её имя было вычеркнуто из списка подозрительных. В январе 2012-го Шобухова и её муж отвезли Мельникову 190 тысяч долларов. Кому предназначались деньги – этого они, согласно отчёту комиссии, в тот момент не знали. Было только известно, что взятка должна обеспечить участие Шобуховой в Олимпиаде-2012.

В июне, за два месяца до Олимпиады, сотрудники антидопингового отдела, видимо, не знавшие о "договорённостях", направили в РФЛА уведомление о том, что в отношении Шобуховой ведётся расследование и она может быть отстранена от соревнований. Мельников снова обратился к спортсменке. И рассказал, что январский транш ушёл "адвокату", а теперь надо выплатить вдвое большую сумму – ещё 300 тысяч евро, чтобы "считать случай закрытым". И снова Шобухова заплатила, двумя траншами: 192 тысячи и 187 тысяч долларов. На момент второй выплаты до Олимпиады оставался месяц.

После того как Шобухова всё-таки не была отстранена и в Олимпиаде участвовала, сотрудники ИААФ, не вовлечённые в допинговые схемы, потребовали объяснений от доктора Долле. Выяснения продолжались, угроза разоблачения и дисквалификации спортсменки становилась всё отчётливей. Возможно, из соображений осторожности она отказалась от стимуляторов. Во всяком случае, в октябре на престижном Чикагском марафоне она финишировала лишь четвёртой, отстав от победителя на 56 секунд. Этот факт, как сказано в отчёте, "усилил напряжение в отношениях между сотрудниками ИААФ и доктором Долле".

В декабре 2012-го Долле потребовал, чтобы доктор Гарнье провел "переэкспертизу" Шобуховой. Комиссия полагает, что таким способом глава антидопингового департамента хотел оттянуть расследование по поводу спортсменки. Но Гарнье у него на поводу не пошёл. По результатам пяти тестов три эксперта единодушно признали, что спортсменка применяла допинг. Дисквалификация была неизбежна.

Однако в определённой степени Долле всё-таки помог спортсменке. От соревнований она была отстранена только в 2013 году, к этому времени она была беременна, и срок дисквалификации совпал со временем родов и ухода за ребёнком. К тому же запутанная с помощью Долле процедура привела к тому, что отстранили её не на 4 года, а всего на два – как если бы она сама признала нарушения.

Тем не менее без малого полмиллиона евро спортсменка заплатила, чтобы дисквалификации не было вообще. К тому же она была лишена наград. И Шобухова потребовала обратно свои деньги. Вернули ей две трети – 300 тысяч евро. Деньги, фиксирует комиссия, поступили электронным переводом со счёта той самой фирмы того самого сингапурского "консультанта", который, по некоторым данным, хранит и другие деньги семейства президента ИААФ.

"Некорректные данные"

В последней части отчёта комиссия проанализировала факты, от которых в 2014 году оттолкнулось её расследование, а именно – работу журналистов, инициировавших допинговый скандал. Немецкий телеканал ARD и британская Sunday Times, основываясь на интервью спортсменов и тренеров, вскрыли факты коррупции в ИААФ и первыми объявили, что применение допинга в России курируется на уровне государства.

Комиссия признала, что данные, которыми пользовался немецкий журналист Хайо Зеппельт, "были получены ненадлежащим образом". Примерно то же самое комиссия отметила относительно анонимных источников корреспондента Sunday Times. Однако из отчёта не следует, что информация в журналистских расследованиях недостоверна. Она просто не может быть использована в официальном расследовании. Комиссия опиралась на анализ других источников. Кроме упомянутых к ним можно отнести базу допинг-тестов ИААФ и анализы крови, полученные из России.

На момент, когда создавался второй отчёт комиссии, президент Диак уже был арестован во Франции. Там же, напомним, привлечён к уголовной ответственности по обвинению во взяточничестве и Габриэль Долле. Сиссе находится под подпиской о невыезде. Полицейское расследование продолжается.

По итогам расследования комиссия обвинила функционеров ИААФ в бездеятельности по отношению к злостным нарушителям антидопинговых норм. Дала многостраничные рекомендации. Но для российской сборной по сравнению с ноябрьской публикацией ничего не изменилось: из-за вопиющего, по мнению ВАДА, масштаба нарушений от международных соревнований отстранены все наши легкоатлеты – и "чистые", и "грязные". И если наши спортивные функционеры в ближайшее время не убедят международных в том, что с безобразиями покончено безвозвратно, российским легкоатлетам в этом году не видать Олимпиады в Рио.

Отчёт читала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях