Можно только предполагать, с какой грустью в тот солнечный январский день 1912 года смотрела в морозное окно ювелирной мастерской молодая девушка Алма Пил. Она получила первый серьезный заказ от фирмы Фаберже, но заказ - огромный, сроки — минимальные, а в голове — ни одной мысли... И вдруг взгляд ее приковали прекрасные разноформенные снежинки на холодном стекле. Так вот же она — идея!
Условие Нобеля: быстро, дешево и красиво
Заказ этот поступил известному петербургскому ювелиру от не менее известного нефтепромышленника и инженера Эммануэля Нобеля. Тот собирался проводить на своих заводах торжественное мероприятие, на которое были приглашены сорок его партнеров по бизнесу с женами. Вот этим дамам и собирался Нобель в знак признательности подарить сорок памятных «безделушек». Причем имелось у него к подаркам два важных требования: все украшения должны были быть сделаны по новым рисункам и эскизам (чтобы ни у кого такого еще не водилось) и чтобы были они относительно недорогими (и самому дарителю не накладно, и мужья этих дам не подумают, что Нобель взятку дает).
Легкие снежинки, подсмотренные Алмой на заиндевелом окне, и легли в основу ее эскизов. А поскольку в природе не бывает двух одинаковых снежинок, то она смогла быстро нарисовать 40 неповторимых узоров. И за короткий период времени по ее рисункам были изготовлены 40 маленьких дамских брошек. С точки зрения цены условия заказа тоже были выполнены: изделия изготовили из сплава золота с серебром (что удешевило изделия), сверху покрыли платиной, украсили мелкими бриллиантами с огранкой в форме розы, простая застежка была из золота.
Нобель был очарован изделиями Алмы еще на стадии эскизов. И в дальнейшем часто заказывал у Фаберже партнерам по бизнесу и женщинам своих дальних родственников (своей семьи у него не было) украшения с использованием зимнего орнамента. На подарочных коробках, в которых лежали изящные броши, было написано: «Снежинка из России». Также про Нобеля рассказывают, что в кармане у него всегда лежала подобная коробочка, которую он в любой момент мог подарить одной из понравившихся молодых дам.
С хуторов — в столичные ювелиры
Середина ХIХ века была непростой для Великого Княжества Финляндского. Безработица, отсутствие перспектив... По данным современного исследователя из Турку Макса Эймана, которые легли в основу его диссертации, именно в тот период зафиксирована тенденция к эмиграции в крупные города России: в поисках работы и лучшей доли. Ехали в основном дети и подростки из сельских многодетных семей, чтобы получить в большом городе ремесло, найти работу и начать помогать своим семьям.
Одним из таких детей был Кнут Оскар Пил, сын деревенского портного, одиннадцатый ребенок в своей семье. Шестилетнего мальчика сначала воспитывал его бездетный петербургский дядя, а потом уже подростком его определили в ученики ювелира Августа Хельмстрема, который тоже когда-то приехал в столицу России за ремеслом. У Августа к тому моменту была уже своя ювелирная мастерская, которая достаточно часто выполняла заказы Фаберже. В те времена ученики жили в доме своего мастера и становились даже членами их семей. Именно в этой семье встретил Оскар Пил и свое счастье: он влюбился в дочь хозяина Фанни, так родилась новая семья. А потом в этой семье родилось пятеро детей — девочка и четыре мальчика. Девочку назвали Алмой.
Любительница рисования
Алма была смышленой девочкой, школу закончила с золотой медалью. Но особенно любила рисовать. Талантливую ученицу особенно отмечал ее учитель рисования — швед Евгений Якобсон, который имел личные связи с семьей и фирмой Фаберже и в дальнейшем помог своей ученице устроиться в жизни.
Поначалу работа Алмы в ювелирной мастерской была достаточно скучной: она составляла товарные книги, рассчитывала расход драгоценных камней, архивировала созданные изделия, перерисовывала их (цеховых фотокамер, как можно догадаться, еще не было). И однажды в свободную от рутины минутку набросала на листе бумаги несколько собственных эскизов. Рисунки понравились мастеру, и он отнес их на первый этаж, в розничный магазин Фаберже (Большая Морская, 24). И в магазине, куда постоянно заходили покупатели, рисунки понравились, у кого-то даже появилось желание заполучить ювелирные изделия по этим эскизам. Это стало началом карьеры Алмы Пил как дизайнера украшений. А тут и заказ от Нобеля подоспел.
И конечно же, верх совершенства ее дальнейшего творчества — два пасхальных яйца - «Зимнее» и «Мозаичное» - для русского царя. Одно из которых — Фаберже настоял — выполнено в ее фирменном «зимнем» стиле.
Учительница с карандашом
После революции 1917 года многие петербургские ювелиры финского происхождения уехали на свою историческую родину. И никому не рассказывали — от греха подальше — где до этого жили, чем занимались. Молчала и скромная учительница рисования в одной из провинциальных финских школ Алма Пил.
- Почему? Большевистская революция, Зимняя война с СССР... Лучше молчать... - объясняет ювелир и искусствовед, доктор философии Улла Тилландер-Гуденъелм, правнучка знаменитого петербургского золотых дел мастера Александра Тилландера.
Только спустя много лет, незадолго до смерти (1976), Алма призналась племяннице, что была первой женщиной-дизайнером у Фаберже, что сделала два великолепных яйца для последнего русского царя. И тут некоторые из ее учеников вдруг вспомнили, как ходила по классу тихая, улыбчивая учительница с простым карандашом, наклонялась над детскими альбомами, делала два-три незаметных штриха, и рисунок превращался в шедевр...
Пасхальные яйца Фаберже
Первое пасхальное яйцо было заказано ювелирам фирмы Карла Фаберже в 1885 году царем Александром III для своей жены Марии Федоровны. Императрице так понравился подарок, что Фаберже моментально стал придворным ювелиром с главным «госзаказом» — изготавливать по оригинальному эскизу одно яйцо ежегодно, и чтобы в каждом из них непременно был сюрприз (в первом яйце находилась маленькая фигурка курочки).
Традицию заказывать пасхальные яйца с сюрпризами продолжил и Николай II: каждую весну он покупал у Фаберже два яйца — для новой императрицы Александры Федоровны и для своей овдовевшей матери — Марии Федоровны.
Яйца изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней, а также из нетрадиционных материалов — горного хрусталя, драгоценных сортов древесины, эмали. Внутри яйца всегда — по принципу матрешки - находился сюрприз (чаще всего миниатюра с портретом того, кому яйцо предназначалось).
Ювелиры, работавшие на Фаберже, имели собственные фирмы, но считали за честь принимать участие в выполнении императорского заказа. Состав «команды Фаберже» был интернациональным: так, из 24 мастеров 14 - родом из Финляндии.
Из 71 известного яйца Фаберже до наших дней дошло 62. Из 54 «императорских яиц» сохранились 46 (про остальные можно судить по описаниям, фотографиям; они считаются утерянными).
Помимо Кремля, где хранилась большая коллекция яиц (то, что осталось после «распродажи культурного наследия», сотворенной в 30-е годы), другим крупным обладателем собрания яиц был американский магнат Берти Чарлз Форбс. Его коллекция составляла 11 императорских яиц, 4 — частных (Фаберже на пике популярности пасхальных яиц для русских царей выполнял и иные заказы от частных, некоронованных лиц), а также разрозненные «сюрпризы» от неизвестных или несохранившихся яиц. В 2004 году наследники Форбса планировали продать коллекцию с аукциона (поштучно), но за несколько дней до начала торгов всю коллекцию целиком скупил русский олигарх Виктор Вексельберг. Сейчас она экспонируется в созданном им Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Полностью статью вы сможете прочитать в новом номере популярного исторического журнала "Ваш тайный советник", который появится в розничной продаже уже в понедельник. Этот номер полностью посвящен теме "Петербург иноземный".