Регулирование деятельности диспетчерских по заказу такси предлагается делегировать субъектам Федерации. Вопрос ужесточения законодательства о таксомоторах обсудили в Общественной палате России.
Заседание было посвящено рассматриваемому Госдумой законопроекту. Он подробно регламентирует порядок работы легковых такси, процедуру выдачи разрешений, требования к автомобилям, водителям и компаниям, а также контроля и ответственности для нелегальных перевозчиков.
Но основная дискуссия разгорелась вокруг деятельности служб заказа, в том числе виртуальных – так называемых интернет-агрегаторов (Uber, «Яндекс.Такси», GetTaxi и других). Представителей самих таксомоторных компаний, мобильные платформы являются «злом». По мнению участников слушаний работающие с ними водители не имеют лицензий, никто не проверяет их здоровье, трезвость, уровень усталости . То есть «водитель берет планшет и выходит на работу».
Действующее законодательство деятельность служб заказа вообще не регулирует. В рассматриваемом проекте им посвящена только одна статья – на диспетчерские возлагается ответственность за точность обработки заказа. Сами перевозчики обязаны передавать таким службам данные о наличии разрешений, но принимать заказы в пользу «серых» таксистов не запрещается.
Участники рынка настаивали на введении единых федеральных стандартов, в том числе требований к объектам инфраструктуры и к деятельности диспетчеров. Тогда как чиновники пытались сгладить «острые углы». Так, по словам начальника отдела пассажирского транспорта из Министерства транспорта России Виктории Новиковой, совместно с заинтересованными ведомствами было предложено делегировать вопрос ответственности диспетчерских органам исполнительной власти субъектов Федерации.
«Также регионам предложили предоставить право самим решать, сколько максимально выдавать разрешений на осуществление деятельности. Проект наших поправок вызвал большой общественный резонанс», – подчеркнула Виктория Новикова.
А вот заместитель председателя комиссии Общественной палата России Дмитрий Галочкин обратил внимание только на работу транснациональных компаний, которые занимаются агрегацией заявок на перевозки (то есть Uber и GetTaxi, исключив отечественный «Яндекс.такси»). В частности, все осуществляющие деятельность на территории нашей страны компании, по его мнению, должны платить налоги в России.
«Важно, чтобы государство эту сферу деятельности контролировало и делало это довольно жестко, чтобы таксоперевозки осуществлялись по всем стандартам с соблюдением общественной безопасности, чтобы в этой сфере работали профессиональные компетентные таксисты, а подвижной состав соответствовал установленным требованиям», – убежден Дмитрий Галочкин.
Напомним, что в последнее время против интернет-сервисов выступило несколько лоббирующих интересы таксомоторных компаний организаций. В частности, по утверждению главы Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, деятельность «Яндекс.Такси», Gett и Uber создает угрозу безопасности пассажирских перевозок и наносит отечественной экономике ущерб в 30 млрд рублей. Сами агрегаторы отрицают эти обвинения. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко также не намерен ограничивать деятельность интернет-сервисов.