В ходе встречи президента РФ Владимира Путина и главы Счетной палаты Татьяны Голиковой отметили рост дебиторской задолженности Росавтодора перед государством. По данным СП РФ, на 1 января 2015 года на балансе Росавтодора числилось 46 объектов незавершенного строительства на общую сумму 109,8 миллиарда рублей (работы по ним были начаты в 2009 году и ранее), а также аудиторы выявили 66 объектов, ввод которых в эксплуатацию сдвигался на несколько лет.
По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, эти 66 объектов на самом деле были введены в эксплуатацию до начала 2015 года, но остались на балансе «незавершенного» строительства» из-за того, что не была завершена регистрация, и на сегодня 21 объект из них уже успешно зарегистрирован, а по остальным процедура ведется. То есть речь идет о завершении юридических процедур, а не о фактическом строительстве, так что какие-либо дополнительные затраты федерального бюджета для этого не понадобятся.
«Также важно отметить, что средний период строительства, требуемый для категории дорог федерального значения, составляет 3-4 года. Соответственно, к «незавершенному» строительству относятся в том числе накопленные за эти годы затраты в строящиеся в соответствии с графиком объекты, – подчеркивают в Росавтодоре. – Таким образом, порядка 95% стоимости «незавершенки» – это объекты, которые еще находятся в работе, или по которым работы завершены и проходят процесс регистрации».
Помимо этого, в Счетной палате подсчитали, что средняя стоимость капремонта 1 километра автодорог по итогам 2014 года была завышена по сравнению с нормативом в 28 миллионов рублей и составила 50 миллионов рублей. В Росавтодоре на это заметили, что показатель, взятый за норматив (он рассчитан по постановлению правительства от 23 августа 2007 года), «носит усредненный характер и <...> используется исключительно для целей бюджетного планирования на предстоящие годы», а само это постановление не применяется при формировании программы работ по капремонту, ремонту и содержанию и определении стоимости работ на конкретных объектах.
«Существует целый ряд документов, в том числе нормативных актов правительства Российской Федерации и Минтранса России, на основании которых формируется производственная программа, а также федеральный закон о контрактной системе, в соответствии с которым определяется стоимость государственного контракта, – отмечают в Росавтодоре. – При расчете начальных (максимальных) стоимостей контрактов в соответствии с положениями законодательства о госзакупках используется проектно-сметный метод, т.е. начальная (максимальная) стоимость работ устанавливается на основании проектно-сметной документации, формируемой в соответствии с требованиями нормативных документов и прошедшей в установленном порядке Государственную экспертизу, окончательная стоимость уточняется в процессе конкурсных торгов».
В компании также отмечают, что с 2007 года стоимость дорожных работ значительно возросла, и нормативы требуют корректировки, чтобы они соответствовали реальной ситуации в экономике страны и строительной отрасли.
В 2015 году Росавтодор планирует сохранить прежние объемы ремонта на подведомственных трассах – около 9 тысяч километров в год – и увеличить протяженность федеральных дорог в нормативном состоянии до 61,8%. А к 2019 году последний показатель должен достигнуть 85% федеральных дорог, находящихся в ведении Росавтодора.