Между Петербургом и Мурманском тысяча триста сорок один километр. Расстояние, которое без труда преодолевается по вполне приличной трассе «Кола» на автомобиле. Вслед за многими предшественниками этот путь в погоне за северным сиянием и солнечным затмением проделал и корреспондент «Водителя Петербурга». Правда, поездка закончилась эвакуацией до Петербурга.
В путь мы пустились утром 16 марта. Поскольку целей у поездки было три (вышеупомянутые сияние и затмение, а также поездка на Баренцево море), а времени впереди множество, решили не гнать. Дорогу преодолевали постепенно, с тремя ночевками по дороге в Мурманск. На неделю Nissan X-Trail стал нашим домом. Досадная помеха в виде вибрации в автомобиле в самом начале пути не испортила настроения. Для того чтобы ее убрать, потребовалось лишь потерять 40 минут на шиномонтаже. Оказалось, что в колеса забилось слишком много городской пыли, которая и не давала машине ехать нормально.
Дальше помех не возникало. К вечеру 16 марта оказались в Медвежьегорске. Гостиница типа «Back to the USSR» обошлась в 1900 за троих за ночь в неблагоустроенном номере (душ и туалет в коридоре). Причем, если захочется помыться, нужно платить 140 рублей с человека. Номер с душем стоит около 3000 рублей. В городе, кстати, есть что посмотреть. Именно здесь снимался фильм «Любовь и голуби». Правда, от знакомых кадров остались лишь пейзажи. Дом, в котором жил главный герой, сгорел несколько лет назад. На его месте выстроен особняк. Дом культуры практически разрушен. Одной из основных достопримечательностей городка являются здание НКВД с огромным залом, построенным специально перед визитом Сталина, да памятник Кирову и танк, установленные в центре. Зато природа потрясающая. При помощи мобильника обнаружили смотровую площадку, забрались на пригорок и смогли полюбоваться видом города с высоты в несколько десятков метров. После этого направились к бывшим финским укреплениям, сооруженным во время войны. Вволю нагулявшись, отправились дальше.
Следующим пунктом нашего путешествия стали Полярные Зори. По пути произошел неприятный инцидент. Мы остановились на заправке попить кофе, а выехав на трассу, почти сразу увидели перевертыш в кювете. Рядом с разбитым автомобилем в снег падал молодой человек. Он держался за голову. Остановились. Связи нет. Кемский район славится отсутствием связи и не самым лучшим качеством дороги. Правда, потом выяснилось, что ребята очень быстро неслись. К счастью, оба оказались живы. Ближайший населенный пункт оказался в 120 километрах, но в этой ситуации сработал номер «112». Единственное, что мы смогли сделать, – вызвать спасателей. Уезжали с легким сердцем: на прощание один из попавших в ДТП парней уже улыбался и махал подобранным с дороги номерным знаком.
Ночевка в Полярных Зорях обошлась в 2200 рублей (жили мы в двухкомнатной квартире). По пути к этому городу нас впервые настигло северное сияние. На трассе остановилась еще одна такая же машина, и тоже с петербургскими номерами. Проехать мимо этой красоты было невозможно. Продолжалось чудо природы недолго, но было весьма впечатляющим. Единственное, о чем потом жалели все, – никто не достал фотоаппарат, хотя техническая возможность запечатлеть небо в этот вечер была. Позже мы еще раз увидим сияние, но уже через дымку облаков и менее яркое – вероятно, из-за засветки от городских огней. Эти факторы сильно осложнили съемку.
В Мурманске мы были днем 18 марта. Погода пока благоволила, вечером мы отправились к мемориалу защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. В народе его называют попросту «Алеша». Там и поймали второе северное сияние.
Следующий день нам предстояло провести на берегу Баренцева моря и Северного Ледовитого океана, в ставшем модным селе Териберка (ударение на второй слог). Сразу оговорюсь: «Левиафана» двое из трех членов нашей небольшой команды не смотрели, а место это было выбрано вслед за теми, кто уже ездил на «край земли». Дело в том, что село находится всего в 150 километрах от Мурманска. Фактически это самая близкая крайняя населенная точка нашей страны. И кстати, вполне доступная. К ней ведет живописная дорога, пролегающая по заснеженным полям и сопкам. Качество асфальта вполне приемлемое. Трафик близок к нулю. Правда, это приводит к тому, что в снегу фактически одна накатанная колея. Последние 50 километров приходится преодолевать по грунтовке. Сейчас, зимой, она выглядит вполне приличной. Что с ней происходит летом – неизвестно.
Териберка место пусть и небогатое и находящееся на отшибе, но очень живописное. С трех сторон поселок окружают сопки. Да и люди здесь крайне позитивны. На подъезде к селу мы встретили местную жительницу. Она пешком направлялась по автомобильной дороге в сторону сопок и улыбалась. На вопрос о том, куда же идет в такую погоду, ответила просто: «Гулять. Здесь же гулять негде особо, вот я и решила пройтись в ту сторону». Туристов сейчас в Териберке тьма. По селу рассекают дорогие иномарки с номерами различных регионов нашей необъятной родины. Местные же жители предпочитают в основном отечественные автомобили. Вопрос о том, где они заправляются, остался открытым. В Териберке нет ни одной заправки. Ближайшая, судя по всему, в Мурманске. То есть в нескольких часах езды.
Сложно представить, что после выхода фильма местные жители стали зарабатывать на туристах. Кафе в поселке нет. Магазин обычный, сельский. Основной приработок для местных – предоставление ночлега. Кстати, весьма недешевого. Квартиру на сутки можно снять за 4 тысячи рублей. Обустроена она будет не очень хорошо. Для сравнения: трое суток в современной студии с хорошей отделкой и красивым видом на город в Мурманске нам обошлись в 4 тысячи 800 рублей. Остальное – природа, за просмотр которой деньги в Териберке не берут. В остальном все как в «Википедии»: две части села (старая и новая), выход на Баренцево море, сопки, кладбище кораблей, пара церквушек. На подъезде чучело «смерти»: то, что остается от человека после ДТП. Рядом с ним стоит разбитая машина.
Что будет с Териберкой дальше, непонятно: на большинстве домов висят объявления о расселении до 2017 года. Тем не менее люди не отчаиваются. По селу бегают дети, взрослые дружелюбны и отзывчивы. Им удалось сохранить бодрость духа и оптимизм. Если уж говорить о депрессивной глубинке, ею будет Няндома, населенный пункт в Архангельской области. Это место создает ауру отчаяния и безысходности.
По дороге из Териберки мы попали в небольшую метель. Дорогу впереди было видно неплохо, красивые же виды окутал туман, который не дал снова вволю насмотреться на снежную пустыню.
Снегопады не останавливались, однако с солнечным затмением нам снова повезло: если в 8 утра небо было затянуто плотной завесой, к полудню тучи разошлись и освободили солнце. Позади кружил снегопад, сбоку на небе стояла плотная облачность, но и луну, и солнце было видно прекрасно. Это зрелище точно не забыть никогда.
Но на следующий день, 21 марта, мы уже собрались домой. Выехали около 7:00. К 10:30, примерно в 300 километрах от Мурманска, потребовалось заправиться. Выбрали ту же АЗС, где заливали бензин по дороге туда: «Роснефть», что неподалеку от Зеленоборска. Что произошло в тот момент, теперь мы не узнаем. Сразу за заправкой машина начала «чихать» и набирать скорость рывками. Так проехали еще пару сотен километров. Остановившись, выключили двигатель и снова завели. После этого включилась блокировка до 70 километров в час и зажегся «чек» двигателя. Таким образом нам удалось проехать еще около 300 километров. Мост перед деревней Яшниполе (примерно в 50 километрах от Петрозаводска) стал для нас критическим. На «красный» (из-за ремонта там организована реверсивка) пришлось останавливаться. После этого автомобиль уже не ехал больше 40 километров в час.
Самым адекватным выходом из этой ситуации стал вызов эвакуатора (у нашего «автодома» – автоматическая коробка передач). За скромную сумму в 16 000 рублей (к тому моменту поездка уже обошлась примерно в 27–28 тысяч рублей) нас вместе с машиной и пожитками доставили домой. Таким образом, дорога заняла около суток. Кстати, водитель эвакуатора, живущий в Петрозаводске, поддержал наше желание довезти машину до Петербурга и сказал, что не советовал бы обращаться в местные автосервисы.
Получилось, что путешествие по просторам России обходится не так уж и дорого. Самой большой статьей расходов оказался бензин. И самой опасной: трафик на «Коле» невелик, заправки расположены довольно редко. Но какого качества окажется бензин, на заправке понять сложно. Зато качество еды проверить просто: достаточно присмотреться к тому, есть ли рядом с кафе фуры. Дальнобойщики невкусно и дорого питаться не будут.
P. S. Если причиной поломки автомобиля стало топливо, доказать нам это уже не удастся. Как говорят специалисты автосервиса, доливка более качественного топлива и заливка октан-корректора сделали свое дело. Топливная система чиста. Но у автомобиля вышла из строя коробка передач. В ситуации с некачественным бензином доказать плохую работу заправки можно фактически только на месте. Как только машина начинает «чихать», останавливайтесь, вызывайте эвакуатор и следуйте на экспертизу. Причем присутствовать на ней должны как независимый эксперт, так и представитель топливной компании. Только в этом случае можно будет доказать свою правоту.