Законодатели предлагают ограничить «медикализацию» – запретить ссылаться в рекламе на мнения некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов и других). Законопроект об этом внесен в Госдуму.
Звучащие в рекламе рекомендации различных ассоциаций или отдельных врачей, по данным социологов и психологов, на подсознательном уровне ассоциируются с более высоким качеством товара или услуги. В большей степени это проявляется у людей старшей возрастной группы. «Специалистами введен даже новый термин – «медикализация». С медикализацией связывается искусственное расширение за счет объективных физиологических состояний (во многом возрастного характера) списка «болезней», требующих специального обследования и дальнейшего лечения, подчас весьма дорогостоящих. В этот процесс вовлечены некоммерческие объединения врачей, фармацевтов, фармацевтические компании, которые размещают свою рекламу и являются агентами медикализации, финансово заинтересованными в возрастании специальных медицинских обследований и потребления лекарств», – отмечают авторы законопроекта – депутаты федерального парламента Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов.
Тогда как ассоциации далеко не всегда объективны, так как во многих случаях финансово и материально заинтересованы. «Недобросовестные действия производителя и продавца в продвижении товаров и услуг на рынок, в получении максимальной прибыли любым путем в ущерб здоровью и материальным интересам граждан приобрели особенно угрожающие масштабы», – отмечается в пояснительной записке.
В то же время предложенный законопроект разрешает указывать в рекламе на рекомендации органов, уполномоченные проводить сертификацию. Кроме того, никто не запрещает ссылаться на заключения экспертов коммерческих организаций. Например, в активно распространяемой одной из компаний сотовой связи рекламе и сегодня утверждается, что исследования некого ЗАО «Аналитика» якобы подтверждают лидерство этого оператора, который предоставляет самую высокую скорость доступа в Интернет.