В очередной раз получив нагоняй от мужа по поводу моей домохозяйственной несостоятельности, я полезла в Интернет, чтобы найти ответ на вечный женский вопрос: как после полноценного рабочего дня успеть приготовить, убрать, помыть, посадить розовые кусты, намолоть кофе и познать самое себя…
Меня мама не научи-и-и-ла!
Не все женщины – Золушки с врожденной любовью к домашним хлопотам, однако все мужчины считают домашний уют непоколебимой основой семейного счастья. Поэтому выполнять домашние заботы нужно с удовольствием, словно вы не пол драите, а говорите мужу: «Я люблю тебя, дорогой!»
По сравнению с временами наших мам и бабушек сегодня домашние труды упрощены благодаря техническому прогрессу – стиральные и посудомоечные машины, пылесосы, холодильники и мультиварки. Однако сложности все равно имеются. Я, например, закончила экономическую школу, в которой вместо уроков домоводства, где девочек учили готовить, шить и убирать, были уроки экономики и мировой художественной культуры. А привычку «спонтанно» заниматься домом я унаследовала от мамы: генеральная уборка – в преддверии глобального праздника, на завтрак – бутерброды, на обед – позавчерашний суп, цветочки на окнах – по принципу самовыживания. С мужем такой вариант существования не прокатил, и я поняла, что рациональному ведению хозяйства придется основательно подучиться.
Кстати, классических курсов по домоводству, где бы из меня, непутевой, сделали отличную домохозяйку, у нас я так и не нашла. Многочисленные учебные центры наряду с курсами повышения квалификации программиста, парикмахера, сантехника предлагали повысить мою квалификацию до домработницы и экономки с обязательной программой, напичканной всякой ерундой вроде «навыки профессионального общения», «этика и культура поведения», «подготовка к трудоустройству». В общем, пришлось мне заниматься самообразованием при помощи Интернета. Здесь мне повезло больше, я практически сразу нашла массу практических советов и систем ведения домашнего хозяйства, которыми спешу поделиться с вами.
Мечта – готовить два раза в месяц
Я, в принципе, люблю готовить, но как натура творческая – с небольшими экспериментами, и совсем не каждый день, и не по пять блюд и закусок. Да и к моим кулинарным экспериментам муж отнесся скептически и настоятельно попросил больше не готовить «штрудель с баклажанным кремом».
Что касается закупки... Я обычно по дороге с работы хаотично закидывала продукты в корзинку в ближайшем магазине, потом, вывалив все это богатство на кухонный стол, долго соображала, что же можно приготовить из селедки, майонеза, макарон и ананасов, купленных по акции. Одним словом – невыгодно и трудозатратно. Пришлось творчество отложить и поискать что-то более жизнепригодное.
Надо сказать, в Интернете достаточно быстро нашлись сайты, предлагающие не только рецепты, но и организующие деятельность на кухне. Первый ценный совет – распланировать меню и организовать покупки на неделю. Одна крупномасштабная вылазка с использованием мужниной физической силы обеспечит запас еды на неделю. Однако покупки необходимо совершать строго по списку, основанном на меню, и не соблазняясь на те же анчоусы по суперпупервыгодной цене. Чтобы составить адекватное меню, нужно выписать то, что вы умеете быстро и вкусно готовить по всем категориям: супы, горячее, гарнир, десерты. В итоге должно получиться не меньше 20 блюд, если не хватает – сайты с рецептами вам в помощь. Все блюда из списка должны быть доступны по описаниям и ингредиентам (то есть «утку, фаршированную инжиром», смело вычеркиваем).
Еще одна подсказка: чтобы не писать от руки каждую неделю новое меню, удобно составить карточки, на которых вместе с рецептами записывать необходимые к закупке продукты. Последний писк моды современных домохозяек – печать этих карточек на магнитных листах, чтобы было удобно составлять меню прямо на стенке холодильника, а перед походом в магазин положить их в сумку вместо списка покупок.
Пока до осуществления мечты готовить раз в две недели я «не доросла», но секретный способ уже разведала. Итак, на один день откладываем все дела и занимаемся только стряпней по заранее запланированному меню из заранее закупленных продуктов на заранее подготовленном рабочем месте. Причем из одних продуктов делаем сразу несколько блюд: например, из килограмма риса получается плов, заправка для бульона и рисовая запеканка. Готовая еда раскладывается порционно по контейнерам и замораживается в морозилке на шоковой заморозке (при такой заморозке еда не теряет своих вкусовых качеств). Пластиковые корзинки и квадратные контейнеры спасут вас от армагеддона в морозилке, а чтобы не перепутать, где компот, а где рыбный суп, нужно все обязательно систематизировать и подписать маркером каждую упаковку.
Плюсы такого приготовления пищи впрок несомненны: помимо существенной экономии денег и сил приходит понимание того, сколько и чего нужно покупать и готовить, и самое замечательное — не нужно мыть кастрюли каждый день. Вечером требуется только достать то, что запланировано в меню на завтра, за ночь блюда медленно размораживаются, вам останется только подогреть уже готовую еду перед подачей на стол. Правда, у меня пока выбрать день на готовку так и не получилось, зато готовлю большими порциями и потихоньку замораживаю про запас.
Уборка по науке
Интернет пестрит новомодными системами ведения домашнего хозяйства, но если коротко, сводятся они к планированию, избавлению от хлама, неразбрасыванию вещей, делению на зоны и этапы и, конечно, поддержанию позитивного настроения.
Но сначала мотивируемся на уборку. Зачем мы убираем жилище? Главное – для дезинфекции, ибо только уборка уменьшает количество вдыхаемой пыли, уничтожает вредные микроорганизмы, не дает захватить дом тараканам и муравьям. Кроме того, хочется, чтобы дом радовал глаз (помните про мужские приоритеты). Уют – это, прежде всего, ваше отношение к жилищу – даже в небольшой съемной квартире можно создать атмосферу тепла и уюта. Прежде всего, дом нужно полюбить. И тогда само собой увидится, что нужно подправить, что добавить, что переделать, а чего и быть не должно.
Заморские системы «Леди флай» (летающие домохозяйки), «Анонимные лентяйки» (по аналогии с сообществами анонимных алкоголиков) замешаны на психологических особенностях человека с добавлением основ тайм-менеджмента плюс много-много любви – к себе, к родным и к своему дому. Для воплощения этих систем в жизнь авторами приведены вполне разумные «заповеди» (в «Леди флай») – «не отвлекайтесь на компьютер, следите за собой, не пытайтесь браться сразу за два дела, улыбайтесь, даже когда не хочется, балуйте себя» и так далее. В практическом применении – «15 минут в день занимаетесь домашними делами» и строго по расписанию: понедельник – моем бытовую технику, вторник – стираем и гладим и так далее. Из обязательного – еженедельный «час уборки» и ежедневный ритуал – мытье посуды, рабочих поверхностей и, самое главное, натирание до блеска мойки (чтобы избежать искушения оставить в ней грязную сковородку).
В правилах «Анонимных лентяек» есть пять шагов к чистоте. Первый – проснуться и заняться собой (умыться, принарядиться, позавтракать, настроиться на позитив). Второй и на самом деле самый действенный – правило «30 секунд»: «Если для выполнения работы требуется 30 или меньше секунд, то сделайте это немедленно». Например, сразу же помыть и убрать обувь, разобрать пакеты с покупками, повесить снятую одежду. Еще одно мощное правило: «Когда вам что-то вернули, положите это на место сразу же». Ведь убирая вещи на место, мы предотвращаем бардак.
Третий шаг – тоже из области настроя: боритесь с беспорядком, который уничтожает уют в доме. Самое главное здесь избавиться от барахла (но об этом чуть ниже). Четвертый шаг обнадеживающий – «Только вы можете сделать это, но вы не можете сделать это в одиночку». В поддержании порядка в доме должны принимать участие домочадцы, помните – один в поле не воин. И последний, пятый шаг – сделайте плавную посадку и чем-нибудь наградите себя и своих помощников – прогулка, кино, ароматный пирог вполне подойдут. Для поддержания тонуса опять нужно составить список дел, с которым вы будете сверяться. В конце недели можно установить таймер и устроить «десятиминутку опрятности», чтобы все члены семьи в течение этого времени наводили порядок на вверенных им территориях.
Стыд и хлам
Может ли быть в любимом доме пятно на паркете, скрипящая дверь, часы с севшей батарейкой? В уютном доме не должно быть сломанных и ненужных вещей, захламляющих его! Все исправить, сдать в ремонт или беспощадно выкинуть вон. Вооружитесь золотым правилом – «вещь, которой не пользовались год, – хлам». «Жалко, может еще пригодиться…», но сделать это необходимо. Главная «болезнь» современных домов – это переизбыток вещей: бесконечные сувенирчики, никчемные подарки, солнечные очки, модные во времена юности мам, старые мобильные телефончики с зарядками, ни разу не надетые туфли с распродажи, миллион фигурных баночек под варенье, передаренная тетушкой лампа «с небольшим скольчиком»… Одним словом – хватит быть рабом разбитой лампы. Например, когда мне нужно было решиться на выброс доисторического ручного пылесоса для автомобиля, я поставила вопрос ребром: или он, или уют в доме. На удивление – сработало, дальше стало легче расставаться с ценным хламом… Избавившись от сломанного и ненужного, освободилось жизненное пространство, и уборка стала легче и занимает теперь меньше времени.
Итак, от теории к практике: необходимо подготовить три коробки, на которых написать «выбросить», «отдать-подарить», «хранить в другом месте». Начиная с первой комнаты, продвигаемся по периметру – от шкафа к шкафу, последовательно перебирая все полки, все закуточки. Особенное внимание обращаем на просроченные лекарства, косметику и специи. Главный козырь – это скорость, освобождающая от долгих рассуждений о надобности той или иной вещи.
Вещи, «по жизни» притягивающие грязь, лучше сконцентрировать в одном месте. Например, мусорный бак, полки для уличной обуви, велосипед, детские санки, ящик с инструментами прекрасно уживаются в коридорном закутке.
Одежда: разобраться раз и навсегда
Отдельный разговор – как шкаф, более известный как «бермудский треугольник», превратить в обитель чистоты и аккуратности, где выглаженная одежда развешана на плечиках, а на поиск нужной вещи тратится не более 30 секунд. Для этого необходимо совершить два шага: избавиться от ненужных вещей и организовать удобное хранение оставшегося.
Разобрать шкаф на четыре коробки: первая – то, которые вы носите часто, вторая – вещи для особых случаев (вечерние платья, праздничные блузки), третья – вещи, которые давно не носили (не нравятся, не подходят по размеру, не с чем комплектовать), четвертая – вещи, изжившие себя (бывшие «писком» моды несколько сезонов назад, потрепанные).
А теперь третью и четвертую коробку безжалостно выкидываем. Первую и вторую, вооружившись принципом «подобное к подобному», аккуратно систематизируем; все вещи – костюмы, рубашки – на вешалки по комплектам, можно распределить по принципу одевания – сверху свитера, футболки, блузки, ниже джинсы и юбки.
Для нижнего белья, носков и колготок – отдельные контейнеры, сумки и ремни удобно повесить на крючки на стенке шкафа, обувь – вниз шкафа, используя либо специальные полки, либо прозрачные контейнеры. И не забудьте ароматный пакетик лаванды от моли.
Ну вот, в принципе все самое ценное изложила. А как вы справляетесь с домоводством? Не жадничайте, поделитесь советом.
Анастасия Демичева, для «Фонтанки.ру»