Конституционный суд рекомендовал Госдуме принять поправки, повышающие беспристрастность третейских судов в России. Такое решение КС вынес в закрытом режиме 18 ноября и опубликовал сегодня.
Согласно позиции КС, учредители третейских судов могут пользоваться их услугами, но лишь с определенными с оговорками. Отбалансировать систему должны суды общей юрисдикции.
Поводом для дела стала жалоба Сбербанка России на статью 18 федерального закона «О третейских судах». Ссылаясь на нее, Высший арбитраж фактически запретил госкомпании обращаться в созданный ею «Центр третейского разбирательства». Решения, вынесенные этой структурой по делам Сбербанка, могут быть предвзятыми, сочли служители Фемиды. На этом основании финансовая монополия не смогла добиться от своего кредитора – ООО «Софит» – возврата долга в более чем 13 миллионов рублей.
В обращении банк подчеркнул: оспоренный закон неконституционен, он несоразмерно ограничивает права коммерческих структур. Сотрудники третейского суда никому не подконтрольны. В ином случае «можно сделать вывод о том, что государственные суды в принципе не могут рассматривать дела, стороной в которых выступает государство», аргументировали финансисты.
КС с доводами Сбербанка согласился. Российские законы теоретически обеспечивают «независимость постоянно действующего третейского суда от организации-учредителя», считает КС. Такая компания «управомочена лишь на утверждение процедурных правил соответствующей деятельности» и не может влиять на решения.
Однако на практике этот принцип часто дает сбой, заключают конституционалисты.
В России бывали случаи, когда сотрудник третейского суда был единственным учредителем фирмы-истца или занимал пост начальника ее правового департамента, вспомнил КС. Такие ситуации недопустимы и должны оспариваться в судах общей юрисдикции.
Госдума может принять поправки, чтобы повысить независимость третейских судов в России, заключил КС. Дело Сбербанка должно быть пересмотрено.