В Петербурге «Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» начинает реализацию проекта «Школа самостоятельной жизни», который направлен на обучение молодых людей с особенностями интеллектуального развития самостоятельной жизни.
Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей с инвалидностью. Одна из важнейших проблем – социальная изоляция, ограниченность социальных контактов, бедность со стороны личного жизненного опыта, в том числе в построении и поддержании личных отношений, а также гиперопека родителей. При этом большинство молодых людей с инвалидностью могут жить самостоятельно, если общество будет к этому готово и если их самих научить самостоятельности. Исходя из этого родилась идея проекта «Школа самостоятельной жизни», который направлен на обучение молодых людей с особенностями интеллектуального развития к самостоятельной жизни и улучшения их качества жизни. На занятиях школы молодых людей научат ведению личного бюджета, ведению домашнего хозяйства, им помогут разобраться в том, что такое личные отношения, как построить социальные контакты. Пойдет речь и о сексуальном воспитании. Важно, чтобы молодые люди научились и тому, что мы называем умением представить себя, рассказать о себе.
«Некоторых людей необходимо обучать тому, что для многих представляется естественным. Важность проекта заключается в том, чтобы молодые люди (старше 18 лет) с ограниченными возможностями получили знания и практические навыки самостоятельного проживания, ведения домашнего хозяйства, научились строить и поддерживать социальные связи, выстраивать гармоничные личные отношения, а также смогли с помощью специалистов и близких людей определять качество и количество необходимой им индивидуальной помощи в решении трудностей и проблем, связанных с организацией собственной самостоятельной жизни, – рассказала руководитель проекта Ольга Эгель. – Для более полного раскрытия возможностей молодых людей к самостоятельной жизни и снятия гиперопеки родителей, на протяжении всего проекта предполагаются индивидуальные консультации родителей (законных представителей) участников проекта с целью снятия тревожности, относительно независимой жизни их детей».
По программе Школы по трем направлениям будут выпущены книжки-пособия на так называемом «ясном языке» (этот язык доступен для людей ментальными нарушениями), с помощью которых молодые люди с особенностями развития смогут строить свою жизнь самостоятельно, без участия взрослых. Овладение знаниями и умениями по трем основным составляющим взрослой самостоятельной жизни существенно повысит возможность молодых людей с особенностями развития перейти от пассивного зависимого существования к активной и самостоятельной, качественно иной жизни. Проект будет реализовываться с ноября 2014 по сентябрь 2015 года с привлечением средств президентского гранта и на основании конкурса, проведенного Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества».