Петербургские депутаты намерены защитить автомобилистов, ошибочно лишенных водительских прав. Законопроект, внесенный городским парламентом в Госдуму, предусматривает выплату им компенсаций за счет федеральной казны.
Согласно действующему КоАП решения о лишении специального права выносятся исключительно судом. Они вступают в силу через десять дней или после рассмотрения поданной гражданином апелляционной жалобы. После этого в трехдневный срок нарушитель обязан сдать водительское удостоверение в органы ГИБДД.
Между тем закон допускает обжалование вступившего в силу постановления в вышестоящие инстанции (в порядке надзора). Такая процедура может занимать до года и порой приводит к отмене первоначального решения. «Нередко оказывается, что постановление признается незаконным уже после того, как значительная часть срока лишения специального права уже истекла, а то и после полного истечения этого срока. Вместе с тем следует отметить, что российское законодательство фактически не предусматривает возможности возмещения морального вреда, связанного с незаконным лишением гражданина специального права. Единственное, на что может рассчитывать гражданин в этой ситуации, – это лишь взыскание с казны Российской Федерации расходов на оплату защитника в разумных пределах», – убежден автор законопроекта, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский.
Он отмечает, что лишение прав для профессионального водителя означает «немедленное увольнение и превращение в безработного со всеми вытекающими для него и для его семьи последствиями». Такие же последствия ждут и иных специалистов, в отношении которых могут приниматься решения о лишении специального права – пилотов, судоводителей, механизаторов, охотников и так далее.
По данным петербургского депутата, ежегодно в России отменяется около тысячи вступивших в законную силу постановлений о лишении граждан права управления транспортными средствами. Защитить интересы таких водителей Александр Кобринский предлагает, возмещая причиненный ошибочными судебными решениями вред за счет федерального бюджета. Причем в полном объеме и независимо от вины должностных лиц или суда.
Объем возможных выплат из казны парламентарий оценивает в 20 млн рублей (то есть в среднем по 20 тысяч на одного водителя). «Полагаем, что если бы данная сумма была бы и значительнее, это все равно не должно быть препятствием для принятия законопроекта. Речь идет о вреде, причиненном гражданину публичной властью, – незаконном привлечении к административной ответственности, повлекшим существенное для этого гражданина ограничение его прав», – убежден депутат.
Член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов сомневается в реалистичности предложенных мер. «Постановления отменяются крайне редко, а если такие решения повлекут расходы бюджета, их число будет стремиться к нулю. Хотя право получить возмещения в случае отмены постановлений есть и сейчас – нужно подать иск к Министерству финансов РФ. Но на практике это достаточно сложные и редкие дела», – отмечает правозащитник.