Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин полагает, что «стоит задуматься» о модельном федеральном законе, который бы определил квалификационные требования, в том числе и юридические, к главам комитетов региональных парламентов. Данная инициатива, предполагает он, «позволит научить» таких депутатов, как Виталий Милонов, который возглавляет комитет по законодательству петербургского парламента. Сам петербургский парламентарий в ответ заявляет, что инициатива сенатора антиконституционна и находится вне общеевропейского тренда, где госслужбой занимаются люди без профильного образования.
Последнее интервью Виталия Милонова, в котором он несколько грубо «прошелся» по представителям целого списка национальностей — от украинцев до турков – заставило заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам Константина Добрынина задуматься не только о юридической стороне одного конкретного дела, но и о качестве российских парламентариев в целом. Вернее, об их квалификации.
Напомним, накануне сенатор обратился с письмом к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить высказывания депутата Виталия Милонова в интервью, опубликованном на портале slon.ru, на признаки экстремизма. «Милонов неоднократно допустил прямые оскорбительные высказывания относительно украинского («сумасшедшие козлы», «козлы с центра Украины», «придурки… с мандолинами»), турецкого народов («турецкие фашистские рожи»)», – пишет сенатор. Константин Добрынин считает, что высказывания депутата Милонова «есть не что иное, как призывы к разжиганию розни, межнациональных конфликтов, вплоть до вооруженной агрессии между русским и украинским народами, геноциду крымских татар».
Как рассказал «Фонтанке» сам сенатор, перспективы у его запроса «самые обычные, то есть, процессуальные». Иными словами, согласно законам «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГД» и «О прокуратуре» в течение 30 дней будет проведена прокурорская проверка на предмет наличия признаков экстремизма. Однако, несмотря на то, что ему важна «правовая оценка деликта Милонова», не менее значительным представляется «заняться правовым просвещением или правотрегерством (термин введен Добрыниным. – Прим.) председателя комитета по законодательству петербургского парламента». «Цели наказать» самого известного петербургского парламентария у сенатора нет. «Ведь главный постулат уголовного права – мы наказываем, чтобы исправлять», – поясняет член Совфеда.
«Полагаю, что, как человек разумный и в душе придерживающийся либеральных взглядов, он и так уже искренне раскаивается в своих неосторожных словах и в душе, пока невидимо для людского взора, смиренно молит о прощении у обиженных им народов и людей», – считает сенатор.
По словам Добрынина, интервью выявило две глубокие проблемы современной России, помимо непосредственно уголовного состава в словах регионального депутата.«Во-первых, это отвратительное качество профильного юридического образования, когда количество вузов, обучающих праву, превышает мыслимые пределы. Во-вторых, производная отсюда проблема коррупции, и об этом не раз говорил президент, когда за определенную коррупционную мзду даже цирковой пингвин может получить диплом юриста. Второе, уверен, к уважаемому коллеге не относится», – говорит Добрынин.
Теперь, полагает сенатор, «возможно, имеет смысл задуматься на федеральном уровне о принятии какого-то модельного закона для региональных парламентов, который упорядочит и процедуру, и квалификационные требования при назначении глав профильных комитетов региональных парламентов. В том числе с обязательной проверкой базовых юридических знаний». Конечно, на действующий созыв инициативу вряд ли удастся распространить, однако в целом проект заставит ряд лиц задуматься о своих профессиональных навыках
Отметим, что Виталий Милонов не имеет юридического образования. На данный момент он пишет кандидатскую диссертацию на философском факультете и в Свято-Тихоновском православном университете. «Но что касается законов, я всегда готов», – заявил он «Фонтанке», комментируя идею о проверке его квалификации. Впрочем, к самой инициативе он отнесся скептически: «Поскольку сенатор Добрынин не избирался людьми, он забыл, что депутаты не являются госслужащими. Мы занимаем государственные должности, так же, как и он, кстати. Однако, так как мы не чиновники, а народные избранники, нам не надо доказывать на каких-то комиссиях свою квалификацию. И всевозможные ограничения, которые могут быть наложены, как я считаю, являются антиконституционными. Я же не замминистра финансов – им да, необходимо экономическое образование».
Обосновывая свою позицию, парламентарий, один из самых известных борцов с либеральными режимами, защитник традиционных ценностей, предложил посмотреть на опыт Запада: «В современной Европе складывается тенденция, когда в государственную сферу приходят люди, которые вообще не имеют профильного образования. Например, в Германии министр обороны вообще женщина, раньше социальными проблемами занималась». Кроме того, полагает Милонов, вопросами квалификации депутатов должны заниматься регионы, потому что «Россия — все-таки Федерация».
Отметим, что идеи проверять депутатов возникают не реже раз в год. Так, в 2013-м году депутат Максим Резник внес на рассмотрение в Законодательное собрание поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав», по которому предложил обязать кандидатов в депутаты и губернаторы предоставлять медицинские справки об отсутствии психических заболеваний. А лиц, имеющих психические заболевания, не допускать к государственной и муниципальной службе. Годом ранее депутат ГД Олег Нилов выдвинул инициативу об обязательной проверке на наркотики чиновников и депутатов.
Ольга Мясникова,
"Фонтанка.ру"