И вот четыре часа два бывших противника-фронтовика рассматривали со всех сторон произошедшее событие. Зайчиков пояснял, что СССР встал на защиту всей цивилизации от угрозы наркотрафика и средневекового мракобесия, а финских олигарх, бывший артиллерист все допытывал: «Значит финнам не надо беспокоиться, что вы к нам придете на помощь против угрозы маджахедов».
Это было давно, но вполне характерно для того времени. Финны хотели каждый на своем уровне, но как можно ближе к первоисточнику узнать, что происходит. Это было не случайно, еще в полной силе было поколение фронтовиков Второй мировой и политика Финляндии было не аморфной, а собственной. На Западе ее называли политикой нейтралитета, а в Кремле – неприсоединения. В свою очередь тогдашний президент Урхо Кекконен определял ее достаточно четко. Финляндия не входит в военные блоки, но «в вопросах войны и мира она не нейтральна, она всегда за мир, против войны».
Благодаря этой политике финны заслуженного снискали себе славу миротворцев. Не зря в 1975 году именно в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В разделе Заключительного акта, относящемся к вопросам безопасности, сформулированы десять принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества государств — участников совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Эти принципы не только названы, но каждый из них содержит определение того, как должны поступать государства в своих взаимоотношениях и что недопустимо в их действиях.
Время шло и за минувшие десятилетия в мировую летопись борцов за мир помимо президента Кекконена из финнов вписаны президент Мартти Ахтисаари, который получил Нобелевскую премию мира, премьер-министр Харри Холкери, который был председателем 55-ой ассамблеи ООН и чьи заслуги признаются мировым сообщество в деле урегулирования кризиса в Северной Ирландии и Косово и министр Элизабет Реен, которая прославилась тем, что будучи первой в мире женщиной министром обороны, являлась активным участником международного движения за права человека. Вот, пожалуй и все, новых и на подходе нет. Конечно, для небольшой страны, каковой является Финляндия, вроде неплохой показатель. Но главное, что произошло за минувший период, у финнов и Финляндии пропала активная позиция. Где былые инициативы за Безъядерный Север, Балтику и т.д.?
Да, Бог с ними, в конце концов с этими инициативами. Потеряна собственная гражданская ответственность. Я не имею в виду демонстрации за гомосексуализм, хомячков или другую второстепенную ерунду, в которую втягивают людей лишь бы отвлечь от главных проблем. Вот, например, когда случилась советская война с Афганистаном, журналист Маркус Лейкола сумел через Пакистан в одежде душмана пройти в Кандагар и написал прекрасный репортаж о том, что там и как. А сегодня? Прошло 10 лет войны США в Афгане, где такие яркие материалы? Да, что там Пенджаб. Три года назад мы с одним финским журналистом побывали в Киеве и Севастополе. Встречали представителей всех сторон, которые сегодня на Майдане, на Графской набережной, в Бахчисарае. Проблемы были те же, только еще не сегодняшней зрелости. Думаете, кто-то опубликовал?
"Почему", - спрашиваю у советника по вопросам печати Сеппо Сарлунда. Почему такая пассивность, почему такое предвзятое отношение к информации. Почему министр обороны Финляндии не едет по приглашение министра обороны России в столь тревожное время? Почему не спросит, будет ли Россия защищать российских дачников на финской территории? Ведь вот она информация из первых уст? Так почему, все это? Ответ простой, но не исчерпывающий. «Народ привык следить за политикой по заголовкам бульварной прессы, а министр обороны черпать информацию от представителя Финляндии в НАТО».
Согласен, роль печатных СМИ упала, приоритет отдан электронным и вечеркам, которые в продаже уже утром. Однако, народ переживал, и правительство охало, что хотели и претендовали на место в Совете Безопасности ООН, но мимо…
Впрочем, что там делать с такими министрами, которые не понимают, что геополитическое положение Финляндии предоставляет ей уникальную возможность первой узнать из уст первоисточника, что и почему задумали в Кремле. Пусть полученная информация не по нраву, но и голубь с оливковой ветвью не сразу принес весть об окончании потопа. Досадно, если финны, которых было начали олицетворять с носителями ветви мира, теперь ее потеряют.