Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Полиция углубилась в авангард

Полиция углубилась в авангард

1 074

Петербургская полиция расследует очередной после истории с Еленой Баснер искусствоведческий скандал – хищение 15 полотен известных живописцев, среди которых, возможно, работы француза Антуана Куапеля и русского авангардиста Александра Родченко. Стоимость похищенного исчисляется миллионами евро, но есть интрига: картины могут оказаться не подлинными.

Осторожно, двери открываются

Следователь Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Турапина сейчас открывает дверь в историю живописи. У неё в производстве находится уголовное дело, возбуждённое по факту хищения 15 картин известных мастеров. Среди них предположительно:

- две абстракции Александра Родченко,

– абстракция Юрия Лисовского,

– композиция Казимира Малевича,

– два произведения Мартироса Сарьяна,

– «Швейцарский пейзаж» Александра Калама,

– «Поклонение пастухов» Антуана Куапеля,

– «Черешневый сад» Александра Тышлера,

– «Преображение Христа» Василия Шебуева,

– «Женский портрет» Отари Кандаурова.

Но за этой дверью в историю искусства может оказаться капкан – если картины окажутся фальшивками. Причём основания так думать есть, они касаются двух самых дорогих произведений – неизвестных композиций Александра Родченко, каждая из которых может стоить баснословных денег.

Уголовное дело возбуждено в апреле 2009 года по части 2 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину»). Версия следователя Натальи Турапиной состоит в следующем. Якобы в период с сентября по декабрь 2007 года гражданка Финляндии русского происхождения Айле Кукконен привезла в Петербург партию картин, чтобы продать их в России. Для этого госпожа Кукконен, по версии следствия, встретилась в квартире на улице Орбели с двумя петербурженками – Татьяной Гулыниной и искусствоведом Натальей Садковой. Якобы Татьяна Гулынина взяла на себя обязательство атрибутировать картины (получить официальные заключения их подлинности в специализированных государственных заведениях) и продать их. Следствие считает, что Гулынина и Садкова вошли в доверие к Кукконен и похитили её 15 картин.

А ещё следствие считает, что это были картины известных живописцев, хотя обращает внимание – они пропали до прохождения атрибуции. Поэтому на данный момент говорить об их подлинности можно только со ссылкой на Айле Кукконен, которая признана в рамках данного дела потерпевшей. Искусствовед Наталья Садкова в подлинности картин очень сомневается – но она на сегодняшний день имеет в этом деле статус подозреваемой. Татьяна Гулынина же для следствия недоступна – с июня 2011 года женщина объявлена в федеральный розыск.

Поэтому «Фонтанке» удалось связаться только с Натальей Садковой, которая заявила: она всю вторую половину 2007 года безвыездно провела на даче, что может подтвердить множество людей, в связи с чем в принципе не могла встречаться в Петербурге с Айле Кукконен и Татьяной Гулыниной в период с сентября по декабрь, как это полагает следствие. При этом Наталья Садкова не скрывает: она познакомила Кукконен с Гулыниной и обеим помогала советами о том, где лучше провести атрибуцию пропавших картин.

Это дело многократно приостанавливалось и возобновлялось – так было до марта 2011 года. Но 31 марта 2011 года его изъяли у следственного управления при УВД по Выборгскому району Петербурга и передали в Главное следственное управление города. Практически сразу после этого в деле появилась экспертиза, говорившая о подлинности картин Родченко.

Научный спор

Экспертное заключение было сделано сотрудниками Отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа в отношении двух предполагаемых картин великого русского авангардиста: «Беспредметная композиция» (картон, акварель-гуашь) и «Композиция» (холст, масло). Названия условные – обе картины считаются неизвестными.

Эксперты пришли к выводу, что обе картины написаны в стиле абстрактно-геометрических композиций Александра Родченко и могут датироваться периодом 1910 – 1920-х годов.

Про «Беспредметную композицию» в заключении сказано:
– с технологической точки зрения является произведением Родченко, выполненным в 1920 году,
– картина имеет особую историческую и культурную ценность,
– рыночная стоимость на период сентябрь-декабрь 2007 года могла составлять от 50 до 100 тысяч долларов США.

Про «Композицию» в заключении сказано:
– с технологической точки зрения может являться произведением, выполненным в конце 1910-х – начале 1920-х годов,
– авторство Родченко не подтверждается,
– картина могла быть написана Родченко с участием его жены художницы Варвары Степановой, работавшей и выставлявшейся вместе с Родченко,
– картина имеет особую историческую и культурную ценность,
– рыночная стоимость на период сентябрь-декабрь 2007 года, если принять авторство Варвары Степановой, могла составлять не менее 200 тысяч долларов США, если принять авторство Александра Родченко, цена могла быть несколько выше.

«Категорически не совпадают…»

В редакцию «Фонтанки» попало искусствоведческое исследование тех же самых картин, проведённое на начальном этапе возбуждения уголовного дела специалистами Государственного Русского музея по инициативе 9-го отдела ОРЧ-3 тогда ещё ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В документе сказано:

«В результате сравнительного стилистического и технологического исследования авторство Александра Родченко не подтверждается… Представленные на изучение картины не соотносятся ни с одним из … периодов творчества мастера. Сравнение с произведениями Родченко из собрания ГРМ показывает полное несоответствие пластической манеры изучаемых работ эталонам. Основы и художественные материалы не имеют аналогий среди эталонных произведений художника. Оригинальная палитра Родченко, специфика фактурного, композиционного и колористического решения его полотен категорически не совпадают с представленными на изучение картинами. Родченко практически не подписывал свои живописные произведения, в тех редких случаях, когда есть его подпись или инициалы, их написание существенно отличается от так называемой подписи на исследованных работах…».

Стоит добавить, что при исследовании картин в Русском музее они назывались не «Композиция» и «Беспредметная композиция», а обе одинаково – «Абстракция». В принципе, их можно назвать как угодно – по нашим сведениям, оба произведения не атрибутированы. Более того, «Фонтанке» рассказали, что состояние картины, названной специалистами Эрмитажа «Композицией», заставляет подумать, будто её использовали в качестве скатерти – она местами протёрта, на оборотной стороне холста видны круглые следы, видимо, от горячих мисок и чашек.

Аналогичная ситуация с картиной, авторство которой приписывается французскому живописцу Антуану Куапелю, который якобы скопировал работу фламандца Якоба Йорданса (художник из круга великого Рубенса). Но есть мнение, что это не Куапель, а выполненный неизвестным французским художником XVIII-IX века маслом на холсте список с картины Куапеля.

Искусствовед Наталья Садкова, которая в данном деле имеет статус подозреваемой, сомневается в подлинности всех 15 картин, хищение которых расследует следователь Турапина. Учитывая диаметральную противоположность мнений экспертов Эрмитажа и Русского музея относительно картин, приписываемых Родченко, сомнения Натальи Садковой кажутся достойными того, чтобы к ним прислушаться. Тем более интригует: по словам госпожи Садковой, за некоторые из пропавших картин предполагалось выручить примерно по миллиону евро.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях