Депутат Госдумы Евгений Федоров не оставляет надежды вывести на чистую воду законспирированных иностранных агентов из числа российских СМИ. Его законопроект о зарубежном финансировании газет и телеканалов Госдума уже отвергла, но парламентарий обещает ужесточить его и дождаться окончания Олимпиады в Сочи. Федоров уверен: после Игр руководство страны перестанет делать политкорректную мину и приравняет к гонорарам за политические услуги контракты на размещение рекламы крупных зарубежных компаний.
«Единоросс» Евгений Федоров уже дважды с 2012 года бесплодно выступал за присвоение СМИ с зарубежным финансированием статуса иностранного агента, по примеру некоммерческих общественных организаций. А в конце 2013 года похожую инициативу породил и депутат Госдумы от «Справедливой России» Алексей Казаков. Он решил не ограничиваться «клеймением» агентов специальным значком, а предложил попросту запрещать или жестко регулировать деятельность СМИ, которые живут за счет зарубежных активов. Оба парламентария направили свой праведный гнев против тех массмедиа, которые пишут или говорят о политике и истории страны.
Законопроект Федорова и его соавторов Госдума уже успела отклонить. А потом на киевском майдане начали швырять в полицию камни и «коктейли Молотова» и для повышения эффективности этого дела даже построили катапульту. Федоров понял, что его инициатива – достойный ответ угрозе революций и «сирийского сценария» в нашей стране. Депутат решил, что СМИ можно считать иностранным агентом, даже если меньше 50% его финансирования берется из зарубежных источников. Кроме того, к финансированию из-за рубежа надо приравнять деньги, получаемые за рекламу иностранных компаний.
«Понятно, что финансирование через иностранного рекламодателя для политического СМИ – это тоже серьезный фактор воздействия, - рассказал Евгений Федоров «Фонтанке». - Не обязательно давать прямой грант, а можно сказать: вот тебе договор с «Пепси-колой» или с какой-нибудь крупной иностранной компанией, и они тебе будут как бы за рекламу платить деньги. А на самом деле это будет политическое финансирование. Мы и раньше этот момент понимали, но думали во втором чтении законопроекта его отразить».
Депутат уверен, что его инициатива с первого раза не снискала поддержки ни в Кремле, ни в Госдуме из-за стечения обстоятельств. «Мы до Олимпийских игр ни с кем не хотим ссориться, - говорит Федоров. - Лучше его (законопроект) рассматривать сразу после Олимпийских игр. Именно поэтому этот закон сейчас пытались протащить срочно, чтобы отклонить. Через месяц-два сложатся условия для его принятия».
Федоров напомнил, как летом 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон пообещала российским правозащитникам изменить схему финансирования НКО в связи с вступлением в силу закона об иностранных агентах. «Деньги агентам в России предполагалось пустить не через механизм прямых грантов, а через СМИ, а для СМИ - через «рекламных уполномоченных», - говорит Евгений Федоров. - То есть это не наша даже идея, это идея, проработанная Госдепартаментом. Ни одна крупная зарубежная компания не откажет Госдепартаменту, если тот попросит кого-то финансово поддержать».
Депутат уверен, что рекламу со «скрытым смыслом» всегда можно отличить от обычного двигателя торговли. Реклама-прикрытие не имеет экономического смысла для рекламодателя. «Рекламный рынок рассчитывается, как и любой другой рынок, - говорит депутат. – Известно, как реклама влияет, известны ее коэффициенты. И если цена рекламы завышена в несколько раз для конкретного СМИ или целевая аудитория в этом СМИ неадекватна рекламируемому товару – это признаки скрытого финансирования. Рынок – не сумма случайных вещей, это четкие законы. И существенное отклонение от этих законов свидетельствует либо о политическом заказе, либо о глупости. Но обычно, когда речь идет о больших деньгах, глупых решений не бывает».
Проверка экономической целесообразности той или иной рекламы будет проводиться, что называется, по запросу – если кто-нибудь обратится в уполномоченные органы и расскажет, что заподозрил опубликованную в СМИ рекламу как часть операции по «финансированию агента».
Однако, как считают эксперты, в случае вступления подобного законопроекта в силу обыватели получат золотую возможность развлечься и отомстить всем и вся за набившую оскомину рекламу. Ну вот, например, зачем рекламировать в газете, бесплатно распространяемой в метро, элитный отдых или люксовое жилье? Разве люди, которые давятся на «Проспекте Ветеранов» в восемь утра и разбирают эти газеты, могут купить что-нибудь подобное? Все признаки экономической нецелесообразности налицо. Но по-настоящему неисчерпаемым источником вдохновения для потенциальных заявителей станут телеканалы с их рекламой автомобилей премиум-класса посреди сериала для домохозяек. Или отвратительными роликами про жевательную резинку через каждые полчаса. После такого на эту жевательную резинку нормальному человеку даже смотреть не захочется – и возникает резонный вопрос, зачем рекламодатель платит огромные деньги за эфир? Вряд ли по глупости.
Но представителей СМИ эти перспективы почему-то не пугают.
Генеральный директор ЗАО «Первый канал – Санкт-Петербург» Эдуард Райкин, услышав об инициативе депутата Федорова, заявил, что такое даже комментировать не имеет смысла, а связь между рекламодателями и майданами – надуманная. «Надеюсь, что такой законопроект не может быть принят Госдумой», - сказал Эдуард Райкин.
Директор телеканала «НТВ в Петербурге» Пётр Годлевский отметил, что единственный способ выявить «иностранных агентов» - обязать СМИ на первых полосах крупными буквами указывать имена своих собственников. «Я думаю, на нашем канале такой закон, даже если он будет одобрен Госдумой, никак не отразится, - говорит Петр Годлевский. – И даже если его примут, то он будет противоречить действующему экономическому и международному законодательству. Я не вижу угрозы для серьезных СМИ со стороны таких горе-депутатов. Это всего лишь очередная попытка напомнить о себе, о своем патриотизме и верноподданническом настрое».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»