Дмитрий Травин положил в основу конфликта вокруг права Следственного комитета РФ инициировать уголовные дела по неуплате налогов без какого-либо участия самих налоговых органов конфликт между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Это так и не так одновременно.
Разумеется, конфликт персоналий никуда не делся. Дмитрий Медведев посидел на троне, на который, по российским понятиям, права не имел. И теперь сколько бы наш истинный хранитель трона ни пытался его очистить от воспоминаний о призванном им самим «самозванце», тем не менее чистота святого престола пострадала.
Еще хуже данного морального ущерба тот факт, что за временно оккупированным троном, как печные тараканы, стали прятаться всякого рода бизнесы, не слившиеся с бизнесом в погонах и старающиеся при первой возможности пожаловаться царю на произвол силовиков. Пусть царю и потешному.
А царь-то (хоть и ненастоящий) возьми, да и отстрани СК РФ («быстрыкинцев») от права возбуждать налоговые дела без санкции налоговых органов. Поставил ФНС впереди тех, кто, так сказать, по российскому разумению, вперед никогда вылезать не должен и уж тем более активно мешать удовольствию «наклонять, нагибать, мучить и выводить на социальную активность» наше третье сословие.
ФНС работал с неплательщиками, убеждал, штрафовал и лишь самых злостных передавал «костоломам». Спорные вопросы нередко решались в Арбитражных судах, и далеко не всегда в пользу налоговиков. Не зря же суды эти устраняют и даже Конституцию по такому случаю собираются переписывать. Кому на Руси неясно, что так быть не должно: «человек с ружьем» долго не может позади каких-то там «беспогонников» стоять и только от их решения зависеть, дадут ему потрепать лакомый бизнес или нет.
Что получилось? Приведем данные из статьи известного петербургского социолога Эллы Панеях (Центр проблем правоприменения в петербургском Евроуниверситете). Если в 2009 г. (до медведевской инновации) было выявлено более 22 000 налоговых преступлений, то в 2012-м чуть меньше 6000. Да и достаются «силовикам» по большей части безнадежные случаи: всякие там лопнувшие фирмы и давно сбежавшие бизнесмены, на которых дело возбудишь, да много не соскребешь, только еще неприятности в виде «висяков» обретешь. А за них «палочная система» наказывает.
А что было? Вот даже такой прокремлевский журнал, как «Эксперт», характеризует деятельность силовых органов до медведевской либерализации по налоговой части следующими словами: «Это была всепогодная машина для рэкета, рейдерства, шантажа – не было лучшего инструмента для желающих покошмарить бизнес» ("Эксперт", 2013, № 42, с.12). И далее автор удивляется: ну было бы все это в первый раз (возложение на «силовиков» полномочий по инициативному возбуждению дел по налоговым правонарушениям), то еще можно было бы о чем-то спорить. Но ведь все уже видели и убедились, к чему такие полномочия приводят! Зачем еще раз погружаться в этот мрак?
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать уважаемым российским «неоконам» из «Эксперта»: вы всегда боевито отстаивали позицию государственно-частного партнерства (ГЧП) в отечественном варианте (это когда силовик обильно закусывает частником, но все-таки не режет всех куриц-несушек подчистую). Однако, как пел в свое время Боб Дилан, «времена, они меняются».
Еще в конце лета Алексей Кудрин заявил, что сложившаяся модель экономики может поддерживать себя на плаву лишь при 20 - 30%-ном росте цен на нефть ежегодно. Вот тут схема ГЧП - по «Эксперту» - еще работоспособна. В то же время нам никто такого счастья на будущее не обещает. Если учесть инфляцию, то большинство аналитиков прогнозируют застой на рынке нефти на ближайшие годы. Да, и еще самое главное: наша экономика настолько прохудилась, что в последнее время она даже и на хорошие для нее события на этом рынке реагирует крайне вяло. Минэкономики прогнозирует рост в этом году на 1,5 - 1,6%, ну а если считать квартал к кварталу, то мы, в лучшем случае, стоим на месте.
Вот тут-то на бизнес и спускают гиен, которые будут его доедать. И делается это не только по причине необходимости реализации известной путинской модели «кормления» силовиков, уже достаточно давно ставшей социальной нормой. Главная причина – не экономическая, а политическая. В ситуации надвигающегося обвала нужно нейтрализовать все то, что движется и дышит и, будучи доведенным до крайности, может оказать сопротивление. И намеченная президентом РФ реставрация налогового произвола силовиков – серьезный подготовительный шаг в направлении профилактики какой-либо «самостийности» народившихся буржуа.
Таким образом, опричникам в обмен на возврат доли ставится задача социальной зачистки. И чем хуже для экономики – тем лучше для удержания власти. Эту простейшую истину часто не хотят понять наивные экономисты, связывающие власть с какой-то надуманной задачей роста общего благополучия. Конечно, она, в принципе, не против такового, но лишь если он ее никак не ослабляет. А тут часто приходится выбирать «или-или»: или политически неприемлемое свободное развитие предпринимательства в правовой среде как условие приращения «богатства народа», или его подавление как условие продления бытия в качестве «царя горы».
Ну а не согласен с новыми-старыми полномочиями силовиков – марш в эксперты. Впрочем, «дело экспертов» (тех, кто по медведевскому плану готовил либерализацию условий ведения бизнеса и ослабление его уголовной удавки) вроде бы еще не закрыто. И занимается им все тот же СК РФ. Пока ни шатко ни валко, но, видимо, всегда по команде может и ускориться. Так что добро пожаловать в экспертное сообщество, под заботливую опеку тех, кто всегда стоит на страже закона и порядка в мире зеркальных понятий российского мироустройства.
Андрей Заостровцев