В Госдуме в ближайшее время планируется рассмотреть во втором чтении законопроект об изменениях в законе о таможенном регулировании - 11 ноября комитет по бюджету и налогам предложил принять законопроект во втором чтении. Фактически в нем речь идет об изменениях, которые позволят ликвидировать коммерческую деятельность РОСТЭК.
Справка: ФГУП «РОСТЭК» представляет собой разветвленную сеть: по информации, размещенной на официальном портале , в него входит головное предприятие, 13 филиалов и 35 закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, на которых работают около 6000 квалифицированных специалистов.
У РОСТЭК большое количество функций, в том числе и тех, которыми занимаются на рынке и многочисленные частные коммерческие предприятия: оказание различного вида услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам в декларировании грузов; оказание услуг владельцам складов временного хранения, создание и развитие околотаможенной инфраструктуры, в том числе сети таможенных терминалов и складов, гостиниц, магазинов беспошлинной торговли, автозаправочных и ремонтных станций на пунктах пропуска, объектов общественного питания и других объектов сферы услуг для участников внешнеэкономической деятельности.
Ликвидировать компанию, по данным СМИ, потребовал Владимир Путин в 2012 году, на одном из последних совещаний в качестве премьер-министра. «Ну, например, ФТС: конечно, нужно поговорить, и я знаю, дискуссия там ещё не закончена по поводу того, как нам выстраивать деятельность аффилированных структур, как к ним относиться, как выпускать товары с таможни, на каких условиях, что должно гарантировать собираемость в бюджет. Я понимаю Таможенную службу, здесь тоже есть определённые опасения у них; предлагаю послушать самым внимательным образом» - такая цитата Путина приводится на портале правительства РФ.
О том, почему требование Путина оказалось достаточно сложно выполнить оперативно, "Фонтанке.fi" рассказал Дмитрий Горовцов, член комитета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции.
- Дмитрий Евгеньевич, что было сделано в рамках поручения Путина, которое де-факто привело бы к ликвидации РОСТЭКа?
- В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении во втором чтении проект закона о внесении изменений в федеральный закон о таможенном регулировании, подготовленный в рамках исполнения поручения президента страны от мая 2012 года о ликвидации или приватизации РОСТЭКа. Поручение было высказано на собрании Агентства стратегических инициатив в мае 2012 года. Правительство РФ августе прошлого года внесло поправки, которые были направлены на осуществление запрета оказания коммерческих услуг в сфере таможенного дела. В первом чтении эти поправки были приняты Государственной думой, но дальше дело застопорилось.
(Проект закона на сайте Государственной думы РФ)
- Почему проект оперативно не был рассмотрен во втором чтении?
- Завис проект - вот почему. В подготовке правительством РФ этого законопроекта ко второму чтению принимала участие ФТС. И сотрудники ФТС заложили там... лазейку в лице «уполномоченного экономического оператора», через которого вся система сохраняет статус-кво. Если бы документ был принят в таком виде, то ситуация не поменялась бы. Мы, как депутаты Госдумы, я в числе соавторов этой поправки, внесли ко второму чтению в установленные сроки поправки, которые полностью перекрывали возможность оказания коммерческих услуг. Одна функция должна быть у ФТС — это оказание государственных услуг. И не надо путать с коммерческим предприятием. Нас поддерживали Минэкономразвития страны, Экспертное управление президента РФ.
И тем не менее эти поправки были заблокированы. Нам пришлось инициировать совещание у первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, где был полностью поддержан весь пакет наших поправок, закрывающий все лазейки для осуществления коммерческой деятельности.
И несмотря на то, что есть протокол этого совещания, где четко сказано, что эти поправки поддерживаются, ФТС через лоббистов, частично тех, кто работает в Госдуме, в комитете по бюджету и налогам, затормозили проект. Они углубляются в обсуждение дефиниций: можно ли термин "уполномоченный экономический оператор" прямо или косвенно использовать в рамках этих поправок?
- Проблема в том, кого считать аффилированным лицом...
- В нашей стране до сих пор нет закона об аффилированных лицах, он еще с Госдумы второго созыва пылится в комитете ГД по собственности и не рассматривается почти 20 лет. Но этот термин прямо или косвенно используется в двух десятках действующих федеральных законов, включая международные конвенции. И естественно, мы исходили из прецедентного права, когда применяли его. Но правовое управление, формально критикуя и уводя разговор в дефиниции, в то, что можно использовать, что нельзя, по сути, заблокировало принятие этих поправок.
- Что происходит с РОСТЭКом в настоящее время?
- Создаются новые компании, в которых работают как бывшие, так и действующие сотрудники ФТС и РОСТЭКа. Они берут на себя функции, которые раньше выполнял РОСТЭК. Перечень этих компаний состоит из уже более чем двух десятков.