Следственный комитет предъявил обвинение всем членам международного экипажа ледокола Arctic Sunrise, который находился в Печорском море рядом с платформой "Приразломной" во время акции Greenpeace. Нельзя пока точно сказать, какую роль играл каждый из арестованных, кто из них - эколог-экстремал, а кто просто готовил обед. Но всем, от альпинистов, штурмовавших буровую, до кока, не покидавшего камбуза, предъявлено обвинение в пиратстве. И грозит им до 15 лет российских колоний. Акция может стать как самой "эффектной", так и в определённом смысле самой эффективной за все 42 года существования "Гринпис" и их знаменитых методов, которые часто называют "экологическим шантажом"
Граждане Швейцарии, Голландии, Швеции, Австралии и других стран вынуждены обживать российские СИЗО в Мурманске и соседних Апатитах. Там им предстоит провести, как минимум, ближайшие 2 месяца, такой срок пребывания под стражей назначил им, напомним, суд.
- Мы передаём всем арестованным передачи, - рассказала "Фонтанке" сотрудник российского офиса "Гринпис" Анна Смирнова. - Они просят сигареты, шоколад, тёплое бельё, книги. Просят разговорники, чтобы общаться с конвоем. Большинство из них сидят по одному. У кого-то есть сокамерники, но это не гринписовцы, а посторонние люди. В основном, всё более-менее нормально. Только очень холодно в Апатитах, где сидят 8 человек. Правда, сейчас они тоже в Мурманске, в ИВС, их пока не отвозят обратно в Апатиты. Есть проблемы у финской девушки: она вегетарианка, а в СИЗО нет для неё еды. Но мы стараемся её обеспечивать. У неё была проблема с лекарствами, которые её необходимо принимать постоянно, но администрация СИЗО уже наша для неё лекарства. Британцу стало плохо в Следственном комитете, была информация про сердечный приступ, но она пока не подтверждается. Это всё, что мы пока знаем.
Тридцать арестантов
Команда: капитан ледокола Arctic Sunrise Питер Вилкокс (США), старпом Пол Разыски (Канада), боцман Александр Пол (Канада), судомеханик Джонатан Битчем (Новая Зеландия), второй инженер Айан Роджерс (Великобритания), радист Кейт Расселл (Австралия), связист Александра Харрис (Великобритания), судовой врач Екатерина Заспа (Россия), организатор МТО Френсис Хьюэтсон (Великобритания), кок Руслан Якушев (Украина).
Работники "Гринпис": сотрудник арктической программы Роман Долгов (Россия), пресс-секретарь Файза Аулахсен (Нидерланды), пресс-секретарь российского отделения Андрей Аллахвердов (Россия), эколог Масиель Альминхана (Бразилия).
Активисты "Гринпис": Филип Болл (Великобритания), Марко Вебер (Швейцария), Анна Йенсен (Дания), Гизем Ахан (Турция), Мигель Перес (Аргентина), Кристиан Д'Алессандро (Италия), Пьер Пизаню (Франция), Камила Эспесиале (Аргентина), Томаш Демьянчик (Польша), Маннес Убелс (Нидерланды), Сини Саарела (Финляндия), Энтони Перрет (Великобритания), Дмитрий Литвинов (Швеция).
Журналисты: фотограф Денис Синяков (Россия), оператор Кирон Брайан (Великобритания).
Напомним, что 18 сентября на принадлежащем организации "Гринпис" ледоколе Arctic Sunrise они, как считает следствие, напали на нефтяную платформу "Приразломная", на которой "Газпром Нефть Шельф" ведёт разработку Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря. Это первый проект России по добыче нефти в Арктике.
В знак протеста против нефтедобычи в Арктике шестеро активистов "Гринпис" на шлюпках подплыли к платформе и попытались вскарабкаться на неё с помощью альпинистского снаряжения. Двое упали в воду, остальные почти достигли цели, но всех в итоге поймали российские пограничники. Потом были задержаны, а затем и арестованы те, кто в момент штурма оставался на своём судне. Включая кока и двоих операторов. Следственный комитет в Мурманске предъявил всем обвинение по статье 227 УК РФ "Пиратство".
Пираты 21 века
- При выборе квалификации их действий важны детали, - рассуждает адвокат Марк Фейгин. - Важен мотив: почему, собственно, совершались эти действия? Пиратство - это материальный состав. Они должны были пытаться завладеть имуществом. Иначе - какая может быть цель у пиратства, если не корыстная? Судя по тому, что я знаю, статья "пиратство" к ним неприменима.
Впрочем, продемонстрировать подлинные намерения гринписовцы могли и не успеть, их же поймали до того, как они попытались или не попытались наложить лапы на нефтяную платформу. А вдруг эти пираты планировали отнять собственность у "Газпрома" и качать нефть самостоятельно?
- Если они ещё только ползли на платформу - то это покушение, - продолжает Марк Фейгин. - Но мы всё равно упираемся в неверную квалификацию. Они всё равно должны были лезть именно с корыстной целью - с целью захвата имущества. Как эту цель определить? Для того и существует следствие, чтобы в этом разбираться! На их судне должны быть, я не знаю, карты, планы захвата, место для награбленного… Но тут у нас, наоборот, публичные факторы: они объявляли, что это акция протеста, всем было известно, что это "Гринпис". И обыск на судне, и допросы должны были показать, что да - это действительно экологи, сумасшедшие. Для этого даётся перед возбуждением уголовного дела время на доследственную проверку.
Можно предположить, что статью применили "с запасом", чтобы потом разобраться и переквалифицировать на более мягкую.
- Такое может быть, - согласен адвокат. - Но не два же месяца нужно, чтобы разобраться!
На самом деле, полагает он, применили такую статью, которая позволила сразу отправить за решётку весь этот интернационал оптом.
- Следствию нужна была часть третья статьи, там санкция от 10 до 15 лет, - считает Марк Фейгин. - Это особо тяжкий состав. Чтобы можно было сразу в качестве меры пресечения выбрать содержание под стражей. Следствие сознательно пошло на утяжеление обвинения, чтобы заключить под стражу. Потому что иначе было бы - хулиганство, мировой суд, 15 суток - и сразу домой. А нужно было посадить. Так что могли сразу влепить и 205-ю - терроризм. ФСБ ведь обращалась в Следственный комитет, что это их статья. Наверное, отпихивали там друг друга. Но выбрали всё-таки пиратство. Так всё можно довести до абсурда. И отвёртку на судне объявить оружием.
В СИЗО оказались все - независимо от степени участия в предполагаемом пиратском захвате. Перед тем как предъявить обвинение следствие не стало разбираться, кто во время захвата карабкался с альпинистскими кошками на платформу, а кто тихо варил суп.
- Надо разбираться с ролью каждого, - уверен адвокат. - Невозможно всем вменить один состав, у всех разные квалифицирующие признаки. Нужно разбираться. Ну, посадили бы одного-двоих самых активных на время следствия. Но кока-то зачем посадили?!
Приразломный металлолом
Эксперт по морскому транспорту, руководитель Исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что последняя акция не принесёт "Гринпис" ничего, кроме проблем: их довольно спорные методы были поначалу эффектны, но они не меняются 40 лет - со времени основания организации, и устарели безнадёжно.
- Чего они хотели добиться? - интересуется он. - Поругать "Роснефть" с "Газпромом"? Смешно. У нас только ленивый не ругает "Роснефть" с "Газпромом". От этого что-то меняется? Люди, которые более или менее в адеквате, понимают, что акция спорная. Зарубежные коллеги наших нефтяников разводят руками и говорят: ну и что, нас тоже мусолили, всё это уже было и скучно. А значит, эффективность - нулевая. Стратегия любой деятельности подразумевает смену картинок, а тут её нет. Как они на ядерный взрыв бросались, как разгоняли копенгагенский климатический саммит, а потом 20 дней под Рождество сидели в датской кутузке, так ничего не изменилось. Так что смысла нет.
Смысла, продолжает он, нет вдвойне: большой вопрос - нуждается ли вообще Арктика в защите "зелёных".
- Приведу простой пример, - предлагает эксперт. - Огромная платформа взорвалась в Мексиканском заливе в 2010 году. Но следов от неё ведь нет уже. Мировой океан - в него хоть всю нефть вылей, он её через какое-то время перелопатит. На то он и мировой океан. Это огромный массив, нами пока не представляемый.
Кроме того, продолжает Алексей Безбородов, пока никто не доказал, что "Приразломная" нагадит в Арктике. Хотя такую вероятность нельзя исключать: платформа, говорит Безбородов, - сущий металлолом.
- Да, "Приразломная" - это металлолом, - повторяет он. - Любое судно, собранное из двух бывших в употреблении, это всегда нехорошо. "Приразломная" собрана из двух бывших в употреблении плавсредств. Возраст её надводной части - более 30 лет, возраст подводной части - более 12 лет. Подводную построили в последние десятилетия, а надводную переоборудовали и поставили бэушную. Ничего страшного, конечно, хотя такие сборки - всегда рискованная история.
Тем не менее, продолжает Безбородов, сегодня риск не очевиден и не доказан.
- Сегодня из космоса можно делать вполне очевидные снимки, на которых любой разлив, даже метровый, виден отчётливо, - объясняет он. - Я настойчиво просил активистов "Гринпис" показать фотографии, которые доказывают разливы нефти на шельфе. Вместо этого меня назвали пещерным человеком - и разговор закончился.
Экологически чистые и нечистые
"Гринпис" часто подозревают, что в организации не все, не всегда и не вполне бескорыстны.
- "Гринпис" активно финансируют международные морские компании - для своих целей, - говорит Алексей Безбородов. - Одна из них называется IMO - International Maritime Organization. На самом деле, IMO преследует свои цели: использование новых видов топлива, новые сборы с судовладельцев и так далее.
В других случаях, по наблюдениям экспертов, защита природы прекращается, когда "обвиняемая" компания становится спонсором "Гринпис". Эколог Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной организации "Зеленый крест", приводит в пример борьбу за корюшку в Петербурге.
- Есть у "зелёных" такой метод - объявлять какой-то редкий, исчезающий вид животного вредным или опасным для здоровья, - рассказывает он. - Таким приёмом пользовалась применительно к дефициту советская власть: объявляла, например, что мясо - вредно. И вот в Петербурге "Гринпис" объявили опасной корюшку: она в Неве питается вредными стоками, которые накапливаются в организме рыбы. А ведь любая кампания стоит денег. И эти деньги надо с кого-то получить. И выяснилось, что таким образом шло давление на рыболовецкие предприятия.
Борьбу, продолжает он, вели, даже не очень разобравшись в вопросе: корюшка в Неву приходит только на нерест, а во время нереста она вообще не ест. Хотя - какая разница?
Из-за таких методов работы "зелёных", видимо, и обзывают экологическими шантажистами. Свои акции они совершают регулярно по всему миру. Из самых крупных - протест против затопления нефтяной платформы, принадлежавшей компании "Шелл" в 1995 году. Подплыли к платформе на плоту, приковались к ней и провели так несколько часов. Вскоре после этого нефтяной гигант отказался от идеи с затоплением и разобрал платформу на суше. Правда, никто не доказал, что это было сделано под давлением "зелёных", а не из экономической целесообразности. Но "Гринпис" записал акцию себе в актив. Как, впрочем, и все другие свои акции - независимо от результатов, подлинных целей, а главное - средств.
Ещё раньше, в 1986-м, они протестовали против убийств кенгуру в Австралии и сняли душераздирающий видеоролик. В суде выяснилось, что сами гринписовцы и наняли подростков, чтобы те под видеокамеру чудовищно замучили животное.
В 1985-м они протестовали против ядерных испытаний Франции в Тихом океане. Военные взорвали их парусник, погиб фотограф. Французское правительство заплатило за утраченный корабль и продолжает просить прощения до сих пор, а "зелёные" закрепили своё право считаться мучениками во имя экологии. В последние годы они протестовали против забоя китов - воруя китовое мясо, против куклы Барби, против атомной энергетики. Особым их "коньком" стала нефть. В начале прошлого года они влезли на буровую вышку компании Shell у берегов Новой Зеландии и просидели так 76 часов. Через 3 месяца в спасательной капсуле подлезли под бур арктической платформы, принадлежавшей британской фирме Cairn Energy, и на двое суток остановили работы.
Год назад "Приразломная" уже становилась их мишенью: в августе 2012-го они сумели на неё подняться и приковались к бортам платформы. В течение 15 часов их пытались прогнать оттуда с помощью брандспойтов. Потом они сами отцепились и отчалили. Никаких неприятных для "Гринпис" последствий та акция не имела, более того - ледяной душ сделал "зелёных" ещё большими героями и ещё большими мучениками. При второй атаке на "Приразломную" с ними уже не стали церемониться.
Цель оправдывает
Юрий Шевчук считает, что методы "Гринпис" не имеют ничего общего с реальной борьбой за жизнь природы.
- Существуют организации, не обязательно - экологические, которые, согласно собственному уставу или своим неписанным правилам, идут на нарушение закона, - объясняет он свою точку зрения. - Но нарушение закона при любых обстоятельствах - это нарушение закона. Нельзя действовать по принципу цель оправдывает средства. "Гринпис" очень часто нарушают закон сознательно и не отрицают этого. И потом, когда они начинает требовать от чиновников, чтобы те соблюдали закон, им как-то уже не веришь. То есть для себя они придумали такую экстерриториальность и неподсудность, а все остальные должны законы соблюдать.
До сих пор гринписовцы объясняли, что нарушают закон исключительно в благородных целях. Наказания, которые на них налагали, ограничивались, в основном, штрафами. Правда, датчане однажды продержали экологов за решёткой в течение почти целого месяца, причём дело было в Рождество. Но такая статья и такой срок, какой сегодня грозит активистам в России, им, конечно, в голову не могли прийти.
До сих во искупление перенесённых страданий - под брандспойтами или в датской тюрьме - росли международные пожертвования для "Гринпис". Зависимость была такая: чем громче акция - тем больше потом жертвуют. Но "оплатить" 15 лет в русской колонии для 30 человек - на такое, пожалуй, не зарабатывают крупнейшие корпорации в мире.
- Деньги, которые получает "Гринпис", зависят от громкости их акции, а не от успеха в смысле результата, - считает Юрий Шевчук. - "Гринпис" путает эффективность с эффектностью. Но им платят именно за эффектность. Деньги, поступающие от зарубежных спонсоров, обезличены. Спонсоры просто хотят быть уверенными, что их деньги работают. А как они увидят эту работу? Сами они не разбираются, например, в арктической ситуации. Зато смотрят телевизор. И видят: вот человек куда-то лезет, вот его поливают из брандспойта. Значит, деньги работают.
Эколог сравнивает это с цирковым представлением: человек заплатил за билет в цирк, и у него на глазах один клоун облил другого краской. Все посмеялись, всё хорошо.
- А тут, - продолжает Шевчук, - спонсор не только получил удовольствие от красивой картинки, он ещё и почувствовал себя гражданином.
"Гринпису", добавляет он, свойственно преувеличивать свои достижения.
- Вот выясняется, что они, оказывается, Антарктику спасли, - усмехается он. - Хотя Антарктика была зарезервирована как земля, где нельзя добывать полезные ископаемые, за 13 лет до появления "Гринпис".
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"