Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Происшествия Гастарбайтер за рулём. С правами и без

Гастарбайтер за рулём. С правами и без

265

После трагедии в Новой Москве всех шофёров-иностранцев могут заставить получать права российского образца. Подобная норма уже введена для водителей пассажирского транспорта. На их примере мы решили выяснить: повлияет ли на безопасность дорожного движения поголовная переэкзаменовка иностранцев? А может, закон просто вытеснит гастарбайтеров из-за руля?

Трагедия в Новой Москве, где грузовик протаранил автобус, убив 18 человек, возможно, приведёт нас к новой законодательной инициативе: всех шофёров-иностранцев могут заставить получать права российского образца. Подобная норма уже введена для водителей пассажирского транспорта. На их примере мы решили выяснить: повлияет ли на безопасность дорожного движения поголовная переэкзаменовка иностранцев? А может, закон просто вытеснит гастарбайтеров из-за руля?

Для начала отметим: пока законодательной инициативы по части замены прав для водителей грузовиков в оформленном виде не существует. Парламент на каникулах. Пресса ссылается на газету "Известия", где написано: "после ДТП в Новой Москве в Госдуме решено ускорить принятие закона, запрещающего использование иностранных водительских удостоверений". Но чего-то подобного можно было ожидать и без этого сообщения, зная о полуторагодичном опыте работы нижней палаты: каждое громкое событие, особенно трагическое, порождает новый законодательный запрет. И, конечно, на гибель 18 человек в ДТП Дума просто обязана отреагировать в привычной манере.

Поскольку запретить всем иностранцам поголовно ездить по России со своими водительскими удостоверениями нельзя (это противоречило бы международной Конвенции о безопасности дорожного движения), речь может идти о водителях, работающих по найму. То есть – гастарбайтерах.

«После такого закона у нас начнётся новый виток борьбы с коррупцией», – осторожно выражается Михаил Богданов, первый заместитель гендиректора «Третьего парка» – компании, занимающейся маршрутными пассажирскими перевозками в Петербурге.

Его коллега, владеющий фирмой-грузоперевозчиком, своего имени попросил не называть, зато выразился прямо: «Те, кто покупал права там у себя за 200 долларов, просто в разы дороже заплатят за новые российские права. Конечно, заставить водителей сдавать экзамены – это было бы правильно: как частный предприниматель я и сам заинтересован в том, чтобы шли квалифицированные водители. Это мои деньги и, что ещё важнее, мои нервы. Но в наших условиях этот закон не даст ничего, кроме новых поборов».

Однако сегодня практика такова, что права не могут поменять даже те, кому это уже предписано законом и у кого на это осталось всего три месяца.

В мае этого года были внесены изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно новой норме, иностранцы – водители пассажирского транспорта должны получить права российского образца в течение 180 дней, то есть к началу ноября. Но до сих пор, к середине июля, этого не может сделать ни один шофёр-гастарбайтер.

"Водитель приходит в МРЭО, чтобы сдать экзамен в России, а ему говорят: нельзя! – рассказывает Михаил Богданов. – Потому что механизма реализации этого закона по сей день не существует! Нет соответствующего постановления правительства и приказа МВД. А в приказе, который издан в рамках реализации предыдущего постановления, написано, что обмен водительских удостоверений не производится! Поэтому МРЭО отказывают".

В ноябре, продолжает он, станут недействительны все водительские удостоверения иностранного образца на пассажирском транспорте. Вместе с водителями с маршрутов уйдут машины, потому что замены нет. В «Третьем парке» встанет больше половины автобусов: там на 1000 россиян приходится 1200 иностранных рабочих. Похожая ситуация и в других транспортных компаниях.

Если пресловутое постановление правительства и приказ МВД, о которых говорит замдиректора автопарка, не появятся к ноябрю, то в Петербурге встанет порядка двух третей автобусов и маршруток. Если такое постановление всё-таки выйдет после летних отпусков, то все шофёры-иностранцы будут получать новые права за два месяца. Теперь можно ожидать, что в очередях к ним присоединятся и водители грузовиков.

Как сообщили «Водителю Петербурга» в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, за полгода в 78-м и 47-м регионах получили права 115 тысяч 164 человека. Это значит, что МРЭО города и области сегодня, то есть без наплыва иностранцев, выдают в среднем по 640 удостоверений в сутки. Об очередях и сроках говорить нет нужды, кто хоть раз получал права – тот знает.

Всего в Петербурге, согласно официальным данным, по найму работают 12,5 тысячи водителей-иностранцев. Вот все они в МРЭО и придут.

Есть, впрочем, и такая точка зрения: нелюбимые нами гастарбайтеры, не сумев получить российские права, уедут восвояси, и их места за баранками займут честные, умелые, а главное – долгожданные и сами всю жизнь мечтавшие пошоферить асы с петербургской пропиской.

А займут ли?

Приблизительное соотношение водителей-россиян и иностранцев сегодня один к двум. То есть порядка двух третей – гастарбайтеры. Как человек, нанимающий их на работу, Михаил Богданов такую тенденцию объясняет просто: категория D в России не пользуется популярностью. Специальность водителя автобуса никто получать не хочет. Его слова подтверждает статистика. Как рассказали «Водителю Петербурга» в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, за последние полгода в городе и области права категории D получили 739 новых водителей.

«А те, кто у нас получает удостоверения категории D, стремятся работать на больших, мягких туристических машинах, где не требуется лицензирование, на длинных лимузинах в свадебных кортежах, – говорит Богданов. – Пассажирские перевозки им неинтересны. Это стало нишей для приглашения водителей-иностранцев».

Эти приглашённые, увы, далеко не асы. Но других нет и, похоже, не будет.

«Первые водители, которые приезжали к нам на заработки из бывших союзных республик, были профессионалы: из автобусных парков, из автотранспортных предприятий, – продолжает Богданов. – Но они там быстро закончились. И пошла волна тех, кто просто поехал деньжат заработать. Мы проверяли их водительские удостоверения, закупали технику – всякие ультрафиолетовые просветки, даже вышли на МВД Узбекистана».

Года два, а то и два с половиной, по словам замдиректора автопарка, ушло на наведение «относительного порядка» с правами. Но с кадрами в целом ситуация осталась тяжёлой: вмешалось, говорит он, наше миграционное законодательство, по которому гастарбайтер получает разрешение на работу непременно на год.

«Человек прошёл у нас стажировку, отработал, подаёт надежды – и срок его разрешения истёк, – объясняет Богданов. – Через два месяца он, может быть, вернётся, но мы-то ждать не можем. Мы пытались выйти на федеральный центр с просьбой, чтобы таких людей по ходатайству работодателей оформлять на три года. Но ощущение такое, что в ватную стену говорим».

В грузовых перевозках ситуация чуть повеселее: за полгода, по данным УГИБДД, на водителей грузовиков выучились и получили права 2805 человек. Но тут – своя специфика.

«Если водитель профи, то он стремится приобрести грузовик в собственность и работать на себя, – говорит о своей сфере наш анонимный собеседник. – Кто-то бабушкину квартиру продаёт, кто-то кредит берёт, но стараются на своих зарабатывать. А компаниям часто остаются те, кто мало на что годен. Поэтому я, например, просто стараюсь нанимать иностранцев: они работают лучше, не пьют, у них здесь нет домашних проблем. Приехали зарабатывать деньги – и этим заняты. Два-три месяца отработали – и домой. Я новых иностранцев нанимаю. Права его – а откуда мне знать, где он их взял? А посадишь с ним разок знающего человека – и сразу видно, на что годен».

Тем не менее, комитет по труду и занятости Смольного всерьёз рассчитывает, что к ноябрю водители-россияне на местах, освобождённых гастарбайтерами, появятся. Например, из соседних регионов. Об этом уже заявил глава комитета Дмитрий Чернейко. При этом чиновник подчеркнул, что ни с ДТП в Новой Москве, ни с вероятной законодательной инициативой это не связано.

Действительно, шофёрская зарплата в Петербурге втрое выше, чем, скажем, в Пскове. Но в автопарках к оптимизму чиновников относятся скептически.

«У нас зарплата водителя на большом автобусе – 35 тысяч, – рассказывает Богданов. – Я был в Пскове и там разговаривал с водителем. У него зарплата – 12 тысяч. И он идти ко мне не хочет. Он мне дал расклад железобетонный: жильё снимать, на дорогу, на еду – останется у него тысяч пятнадцать в руках. А дома – двенадцать, зато, говорит, жена под боком, детям сопли вытирает, на огороде лучку сорвал…»

По-своему кадровый вопрос решают в Ассоциации международных грузоперевозчиков. У них, рассказал «Водителю Петербурга» глава петербургского отделения Константин Шаршаков, нет проблем ни с иностранцами, ни с профессионалами.

«Ассоциация вкладывает огромные деньги в подготовку водителей для предприятий, которые в неё входят, – объяснил он. – Нас изначально интересует не регистрация, а уровень ответственности водителя. Но, конечно, поскольку мы тратим на обучение колоссальные средства, то тратиться на подготовку водителей для Узбекистана – это для нас нонсенс. Их вкладывают либо сама ассоциация, либо входящие в неё предприятия. Водитель проходит особую стажировку, прежде чем его выпустят на маршрут. Мы под микроскопом всё рассматриваем. И если уж наши водители уходят куда-то на маршрутки, то их берут с удовольствием, потому что это самые дисциплинированные и квалифицированные кадры. А тех, кто уходит, мы восполняем из собственных ресурсов».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях