Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Эрмитаж как объединение петербуржцев

Эрмитаж как объединение петербуржцев

839
computerra.ru

Возможный переезд импрессионистов из Эрмитажа в воссоздаваемый в Москве Музей нового западного искусства стал сигналом тревоги для петербуржцев - от фанатов "Зенита" до народных артистов жители города объединились в борьбе за символ Северной столицы. Эксперты уверены — ненадолго прекратившаяся война двух столиц вновь возрождается, втягивая в этот процесс интеллигенцию. 15 мая известные культурные деятели города собрались, чтобы обсудить, как защищать визитную карточку Петербурга.

«Прошу прощения, что вас оторвали от очень важных дел. Сейчас складывается ситуация очень некрасивая, я чувствую себя оскорбленным от того, что произошло на "прямой линии" с президентом, это неожиданный удар. Здесь находятся люди, с которыми у нас много разных противоречий, но есть такие вещи, которые нас объединяют, - забота об образе Петербурга», - заявил собравшимся Пиотровский.

Вопрос о воссоздании Музея нового западного искусства в Москве был поднят директором ГМИИ имени Пушкина Ириной Антоновой во время «прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным. Директор ГМИИ попросила, в частности, рассмотреть возможность передачи в новый музей картины импрессионистов из Эрмитажа, ранее попавшие туда при расформировании Музея нового западного искусства, которое состоялось в 1948 году. Пиотровский сразу же выступил против такой инициативы, отмечая, что это нарушит целостность коллекции Эрмитажа.

Против вывоза картин уже высказались самые разные петербуржцы - известные горожане, фанаты футбольного клуба «Зенит», просто обычные люди. В Интернете начали собирать подписи, и их количество уже превысило 15-тысячную отметку, что само по себе необычно для Петербурга и России в целом. Соседи петиции против переезда импрессионистов из Эрмитажа — в основном обращения оппозиционеров с просьбой отставить какого-нибудь чиновника, защитить политических заключенных, изменить тот или иной закон. Задача отстоять питерский Эрмитаж от московских «захватчиков» постепенно становится очередным этапом борьбы двух столиц.

Впрочем, согласно рассказу хранителя импрессионистов Альберта Костеневича, не единожды Эрмитажу приходилось отдавать картины Москве вопреки желанию. В 1922 году Зимний дворец посетила делегация московских искусствоведов. Тогда у Эрмитажа были забраны картины Рубенса и Рембрандта. «Это расшатало представление власти о том, что можно, а что нельзя. Из 4 Рафаэлей из эрмитажной коллекции 2 потом были проданы в Вашингтон», - рассказал Костеневич. По его словам, уже в 1924 году в столицу из музея забрали еще 200 картин, общее количество перекочевавших в Москву произведений искусства — около полутысячи. Однако что-то приходило и обратно — порядка 90 картин совершили переезд из Москвы в Петербург, в их числе была коллекция Матисса.

«От Ленинграда при советской жизни многое отнимали. Это было легко, безопасно. Приходилось с этим смиряться. Можно было многое еще взять - Медный всадник, белые ночи, все забрать, это же областной центр. Эрмитаж — это история, как спасали искусство и полюбили его. Как приходили ленинградцы на импрессионистов, как осваивали это слово в искусстве. Как мы уходили с ними от прежней жизни, от Сталина», - пояснил писатель Даниил Гранин.

«Если говорить о том, какой был Музей нового западного искусства, то это памятник выдающемуся беззаконию. Это коллекции двух крупнейших меценатов, которые были отобраны, — музей большевистского подхода к культурным ценностям», - добавила советник директора Эрмитажа Юлия Кантор.

Эксперты, присутствовавшие за круглым столом в петербургском РИА "Новости", уверены: если коллекцию Петербурга передать Москве, то может возникнуть множество других желающих восстановить временную справедливость: Воронеж обратится к Твери, Тверь — к Тихвину, Тихвин — к Новгороду и т. д. При этом, как отметила Юлия Кантор, за ситуацией пристально наблюдают прибалтийские музейщики и множество других из когда-то бывших в составе Советского Союза республик.

Интересно, что во время круглого стола стало известно о том, что Варшава добивается от России возвращения 18 объектов культурного наследия, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи. Как заявила Кантор, ситуация, разворачивающаяся на площадке двух музеев, перешла на мировой уровень, на международную политику.

Помимо культурной общественности на защиту Эрмитажа встало и студенчество. На прошлой неделе представитель российского студенческого союза устраивал акцию в защиту музея, на встрече же с Михаилом Пиотровским выступила почетный президент СПбГУ Людмила Вербицкая. Она сообщила, что в ближайшее время юридический факультет университета представит заключение, по которому будет понятно, что вывести импрессионистов из Эрмитажа невозможно.

Отметим, что согласно постановлению премьер-министра Дмитрия Медведева 3 июня должна быть поставлена точка в споре двух музеев. Председатель Общественного совета "Ленфильма" Светлана Кармалита предложила отменить эту дату: «Зачем такая спешка? Я не понимаю. В этот день должна возникнуть подпись, которая поставит точку над вопросом, требующим понимания. В этот день может совершиться непоправимое», - добавила сценарист.

Добавим, что присутствовавшая на разговоре посредством видеотрансляции директор департамента культурного развития Минкульта Наталья Самойленко объявила о том, что 21 мая будет собрана конференция из числа музейных работников и экспертов, мнения которых выслушают чиновники. Продолжать битву за Петербург в ходе нее собираются представители Эрмитажа и других городских музеев.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях