В Петербурге и других регионах страны могут быть приняты нормативные акты, запрещающие чиновникам ходить в рестораны, вести личные беседы и даже жестикулировать в присутствии представителей заинтересованных компаний или граждан. Действия или слова, которые могут быть истолкованы как призыв к даче взятки в том или ином виде, будут использованы против самих власть имущих. Предполагается, что сообщать о незаконных словах и жестах наверх будут коллеги коррупционеров, а также технические средства, которыми оборудуют рабочие места чиновников.
Министерство труда на днях опубликовало любопытный документ — «Обзор рекомендаций по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как предложение, просьба о даче взятки». Согласно выдержкам, это «поведение, которое может трактоваться как предложение о даче взятки, заставляет усомниться в объективности и добросовестности конкретного чиновника, а также наносит ущерб репутации системы госуправления».
В документе разъясняется то, что, на взгляд федерального ведомства, может быть воспринято как предложение поделиться с чиновником теми или иными благами. Так, в Минтруде требуют, чтобы чиновники навсегда забыли о таких фразах, как «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну, что делать будем?» и т. д.
Нельзя чиновникам будет разговаривать с посетителями о своих низких зарплатах, о желании купить что-либо, получить услугу, отправиться в отпуск. Под запретом окажутся семейные темы. Власть имущие не смогут пожаловаться на неустроенность кого-то из родственников или рассказать о желании отдать своих детей в детсад, школу, вуз.
Также к незаконным ведомство предлагает отнести и жесты, приглашающие посетителя «позолотить ручку» решающему вопрос власть имущему. Правда, тут министерство конкретных советов борцам с коррупцией не дает. И жесты, которые следует трактовать как просьбу о взятке, не перечисляет. Впрочем, многим они хорошо известны — например, потирание указательного и среднего пальцев о большой, похлопывание по карману пиджака или брюк. Правда, такие жесты люди способны делать непроизвольно и без всякого злого умысла.
К числу коррупционных предложений относятся, по версии министерства, просьбы поддержать конкретную спортивную команду или внести деньги в определенный благотворительный фонд. Вероятно, таким образом ведомство намекает, что даже в спорте и благотворительности есть место чиновничьей выгоде. Впрочем, в Минтруде не сообщают, можно ли квалифицировать как нарушение выступление Владимира Путина на благотворительном вечере фонда «Федерация» в Петербурге два года назад.
Определить, взяточник ли чиновник или чист душой, в Минтруде предлагают его коллегам. Так, если сотрудники ведомства заметят, что кто-то из их коллектива слишком часто получает даже разрешенные законом подарки (стоимостью ниже 3 тысяч рублей) и посещает рестораны в компании с представителями организаций, которые могут извлечь выгоду из его работы, они должны будут доложить об этом в контролирующие органы.
Следить за дружескими связями чиновников будут и антикоррупционные комиссии, созданные в органах местной власти.
Для самих потенциальных мздоимцев издадут методички, в которых будет перечислен список недопустимых фраз и жестов. В дальнейшем рабочие места сотрудников госорганов, работающих с гражданами и юрлицами, оборудуют видеокамерами. Однако, как уже показал опыт внедрения средств видеофиксации на избирательные участки, этот способ борьбы с коррупцией дорогостоящий, но малоэффективный.
Кстати, в петербургской администрации с некоторых пор внедрены свои способы борьбы с коррупцией в рядах власти. Так, в здание правительства посетителям категорически запрещено проносить любые подарки, даже если их стоимость не превышает 3 тысяч рублей. Даже в приглашениях на прошедшее недавно в резиденции К-2 празднование дня рождения губернатора Георгия Полтавченко было сказано, что «подарки и цветы не приветствуются».
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»