Конституционный суд определит, насколько справедливо был снижен срок одному из фигурантов «дела ЮКОСа». Он также выяснит, какие суды могут смягчать приговор уже осужденным гражданам в России. Открытое заседание, в рамках которого будут рассмотрены этим вопросы, КС провел сегодня.
Автором жалобы в орган конституционного контроля стал Игорь Гончаров, осужденный в 2005 году в рамках дела управделами «ЮКОС-Москва» Алексея Курцина. Как полагало следствие, они вместе с еще 6 подельниками похитили 342 млн рублей, принадлежащих компании «ЮКОС». Деньги перечислялись Курциным в качестве благотворительной помощи на счета специально созданных фондов, а затем обналичивались через фирмы-однодневки и вновь возвращались управделами «ЮКОС-Москва».
Лично Гончаров, по утверждениям гособвинения, помог легализовать таким образом 40 млн рублей. Он был осужден на 13 лет лишения свободы по статье 160 УК РФ (хищение) и 174.1 (отмывание денежных средств). Другие фигуранты дела получили сроки от 2 до 13 лет. При этом в 2010 году, когда вышли инициированные Дмитрием Медведевым поправки в Уголовный кодекс, либерализующие наказание за экономические преступления, все члены «группы Курцина» смогли претендовать на пересмотр и смягчение приговоров.
Гончарову сократили срок только на 3 месяца – до 12 лет и 9 месяцев, тогда как другим участникам удалось добиться более существенных послаблений. Как считает автор жалобы в КС, это произошло потому, что дела о смягчении приговора на основании норм Уголовно-процессуального кодекса рассматривались судами по месту исполнения наказания. Это не дало судам возможности учесть фактические обстоятельства дела, степени вины и справедливости наказаний. «Суды по разным местам исполнения наказания подельников смягчили их ответственность в разной степени. Одинаковые наказания стали разными, а мое наказание стало самым суровым, хотя в исходном приговоре степени моей вины и наказания не были самыми тяжкими», - обращается в КС Игорь Гончаров, сейчас находящийся в одном из исправительных учреждений города Барнаула.
Заявитель полагает, что впредь подобные дела должны рассматриваться судами, вынесшими приговор, так как они лучше знакомы с обстоятельствами произошедшего. На основании этого Игорь Гончаров предлагает признать неконституционными статьи 396 и 397 Уголовного кодекса, определяющие подсудность аналогичных дел.
Сам заявитель в Конституционном суде не присутствовал. Тем временем, представители сторон, подписавших и принявших оспариваемый закон, сошлись во мнении, что жалобы Гончарова необоснованны. «Данная норма сформулирована вполне логично. Зачастую даже перемещение осужденного в тот суд, который вынес приговор, мог быть связан с серьезными материальными затратами. Норма нужна, чтобы защитить осужденного, уберечь его от излишних неприятностей во время долгой дороги», - заявил официальный представитель Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин. Его полностью поддержало Министерство юстиции: «Существующее правовое регулирование в полной мере обеспечивает доступ к правосудию лицам, которые получили право на пересмотр или изменение наказания. Другой порядок как раз ограничит доступ к правосудию, так как приведет к затягиванию дела», - предположила представительница Минюста Елена Борисенко.
Представитель же Верховного суда Николай Тимошин акцентировал внимание КС на том, что, даже если смягчать приговор будут в том месте, где его вынесли, то это совсем не значит, что результат будет более справедливым или мягким. «Судьи будут руководствоваться одними и теми же правовыми нормами и позициями», - подчеркнул он.
Решение КС будет принято в закрытом режиме и оглашено публично. Как правило, процедура занимает несколько недель. Игорь Гончаров также может оспорить решение о пересмотре своего приговора в Верховном суде, подчеркнули участники процесса.