Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Русские едут!

Русские едут!

68

Россияне снова бьют рекорды по количеству приезжающих в Суоми во время новогодних каникул. По предварительным данным, на этот раз их количество на 11% больше прошлогоднего.

Россияне с детьми без страха, что тех отнимут, тысячами спешили к финскому брату русского Деда Мороза – Йоулупукки; крутые парни в обнимку с оленеводами лихо раскатывали на упряжках по сопкам Лапландии, а юные блондинки в бикини и норковых шубках, к изумлению местных лесорубов, носились на снегоходах по озерам Восточной Финляндии; солидные петербуржцы за чашкой кофе в хельсинкском «Камппи» высказывали удовольствие, что теперь в «Стокманне» и других престижных торговых домах не только говорят по-русски, но и принимают рубли.

Вот и спрашивается, а где русофобия, которой в минувший год стращали некоторые СМИ? Вероятно, те, кто запугивал россиян, основывал свои выводы на устаревшем багаже знаний, без учета динамики развития взаимоотношений между простыми людьми. У россиян поднялся жизненный уровень, и их не запугать страшилками из прошлого.

В эти январские дни исполняется 40 лет со дня моей первой поездки в Финляндию. Приехал я тогда на 10 дней по приглашению родственников. Дома в путь-дорогу собирали так, чтобы не опозориться. Купили пальто из букле на ватине с цигейковым воротником, отец дал напрокат цигейковую шапку-пирожок. На вокзале в Хельсинки я сразу понял, что мама была права, утверждая, что «финны одеваются плохо». Основная масса была одета в «несерьезные дутые куртки», мода на которые в СССР еще не подошла. Одним словом, я был добротно, тепло, по сезону одет, но отличался от остальных и обращал на себя внимание. Меня этот факт особенно не смущал. Однако в родной деревне отца Ий, что на севере Финляндии, двоюродный брат предложил переодеться, «чтобы не таращили глаза».

Действительно, в 1970 - 1980 годы советские люди обращали на себя внимание финнов из-за различия в моде. Бросались они также в глаза потому, что в основном приезжали в Финляндию туристическими группами, членам которых разрешалось в свободное от организованной программы время ходить по городу пятерками или тройками. Вот так и проходили визуальные знакомства финнов с россиянами в тот период. Идет «тройка» старомодно одетых людей по пустынной улице и останавливается у каждой витрины - это значит советские. А финнам и невдомек, что посещение «Стокманна» - это был не современный шопинг, а «посещение выставки достижений капиталистического труда». Так в шутку называли подобные променады сотрудники «Интуриста», ибо денег на покупку сувениров по советским законам разрешали обменивать лишь 30 рублей.

Такой суммы действительно хватало только на сувениры. Одновременно нехватка денег подталкивала на незаконную продажу алкоголя, икры, янтаря и на иные противоправные действия. Отсюда дурная слава о гостях с восточной стороны. Одеты не пойми во что, денег нет, спекулируют тем же товаром, что бездомные и криминальные элементы.

Среди советских людей в те времена были и исключения. Это члены официальных делегаций, по которым сразу было видно, что это представители новой формации с отличительной чертой: дубленка, пыжиковая шапка и мохеровый шарф, а в руках портфель-дипломат. Но пешком они не ходили, по магазинам гуляли их шоферы, иногда жены. Между финнами и этими персонами всегда висел какой-то неведомый занавес, который отражал в обе стороны какую-то ауру безразличного неприятия.

Однако во все времена было главное исключение, которое рушило все завесы безразличия и растапливало ледовые бастионы на пути к сердцам финнов. Это особая красота российских женщин, будь они русские, татарки или украинки. Российская женщина умеет себя преподнести, и делает это естественно и каждый день. Финки же подводят глаза и надевают туфли на каблучке только на праздничные мероприятия, а в обыденной жизни они ходят как бы в невидимой чадре. Поэтому, естественно, россиянки, которые и на работу как на царский прием, всегда у финнов вызывали повышенный интерес. Помню, в 1979 году довелось мне сопровождать тогдашних актрис Московского театра имени Маяковского Татьяну Доронину и Галину Анисимову. Вышли из гостиницы «Марски», что напротив «Стокмана», повернули налево, идем по Маннергейма в сторону парламента, а за спиной «страшный треск» - это был «хруст шейных позвонков» финских мужчин, которые смотрели вслед русским дивам.

Восторг у финнов в конце 80-х - начале 90-х начал вызывать и «хруст зелени» из кошельков советских предпринимателей. Начало горбачевской перестройки дало старт переменам в отношении финнов к россиянам. Помню на старом рынке Руохолахти, что в конце Лённротинкату, старая торговка рыбой поделилась со мной: «Не пойму этих эстонцев, почему им не по нраву русские. Ни один эстонец и ни один финн за всю мою жизнь не купил у меня целого лосося весом 5 – 10 килограммов и больше. А русские берут. Я их люблю!» Вот она, суть перелома в умонастроениях.

Еще в начале 1990 годов на дверях многих магазинов Хельсинки, Котки, Лаппенранты, Иматры и других городов висели объявления на русском языке: «Больше чем по 3 человека не входить!» Торговцы боялись вороватых туристов, которые, продав на толкучке водку и сигареты, шли в магазины «отовариваться» и заодно прихватывали лишнее. Боялись не только торговцы, боялись и правители. Рухнула хваленая межгосударственная торговля, Финляндия была на грани банкротства. Были выработаны различные стратегии на случай крупных беспорядков в России и начала несанкционированного массового бегства голодных россиян в Финляндию.

Худшие опасения не оправдались. Новый класс российских предпринимателей нашел себе партнеров в Финляндии среди финнов, которые поверили в них. Сегодня государственная торговля вернулась на прежний уровень, но одновременно сохранились связи и навыки, которые рождались в трудные 90-е и нулевые годы. А это многого стоит. Поэтому россказни о растущей русофобии не имеют под собой почвы. У моего троюродного брата отец погиб в последний день Зимней войны. Он это будет помнить до конца своей жизни, но это не имеет никакого отношения к русофобии и тенденциям ее развития. Определяющим является развитие торгово-экономического сотрудничества. Эта материальная ткань взаимоотношений позволяет рассчитывать, что в наступившем году нас ждут новые рекорды в развитии туризма, тем более политики обещают, что не за горами открытие безвизового режима.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях