Чиновники Минтруда согласились отказаться от обязательной аттестации всех рабочих мест, в первую очередь – офисных сотрудников. Это позволит российскому бизнесу сэкономить до 22 млрд рублей в год.
Действующие правила аттестации, введенные в действие с 1 сентября 2011 года, вызвали критику как со стороны бизнес-сообщества, так и экспертов Минэкономразвития. Ведь в большинстве случаев проверка рабочих мест носила бессмысленный и обременительный характер. Например, офисные рабочие места должны были исследоваться на предмет наличия различных излучений и пр. Обязанность проводить аттестацию возлагалась в том числе и на работодателей, арендующих офисы в бизнес-центрах, а также использующих труд надомных или даже мобильных сотрудников (курьеров и т.п.).
Только в канун 2013 года Министерство труда и социального развития РФ согласилось дифференцировать требования по аттестации рабочих мест. Согласно опубликованному проекту поправок в действующие правила, она должна будет проводиться, только если трудовые функции сотрудника связаны с использованием машин и механизмов, инструментов, транспортных средств, иных источников опасного воздействия. При этом специально отмечается, что от аттестации освобождаются места сотрудников, работающих на компьютерах, эксплуатирующих копировально-множительную или иную офисную и бытовую технику.
В то же время установлено, что на признанных безопасными рабочих местах (с оптимальными или допустимыми условиями труда) аттестация должна проводиться по заявлению самого работника или представителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
По действующему законодательству несоблюдение требований по аттестации рабочих мест карается штрафом на сумму до 50 тысяч рублей, а также влечет административное приостановление деятельности компании на срок до девяноста суток. Кроме того, за повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда, совершенное ранее оштрафованным директором или иным должностным лицом, оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.