За рождественские праздники в Финляндии съедают около 7 тысяч тонн ветчины, выпивают 3,4 миллиона литров спиртного и покупают более полумиллиона елок. Все это и многое другое подсчитали специалисты финского центра статистики Tilastokeskus в своем предновогоднем исследовании «Рождество в цифрах».
Хотя по всей Европе елки наряжают уже более 500 лет, в Финляндии она стала рождественским деревом лишь около ста лет назад. Сейчас в Суоми каждый год к Рождеству вырубается порядка 1,5 миллиона елок. Половина из них приобретается на базарах, остальные финны заказывают или сами забирают из леса. Продажи елок существенно выросли за последние 15 лет, свидетельствует статистика. Большая часть елок – отечественные. Их выращиванием занимаются около 600 питомников. Около 55 тысяч елок на финских базарах – привозные, из Дании. Финские дома на Рождество украшают ели разных пород – на 80% это местные финские елки, однако встречаются также сербская ель, черная ель, пихта и голубые североамериканские елки.
Одна из самых стойких традиций – отправка рождественских открыток. Tilastokeskus утверждает, что среднестатистический финн отправляет каждое Рождество 17 открыток, однако почти каждый третий – более 20, причем женщин этот процесс увлекает больше, чем мужчин. Открытки с готовыми пожеланиями менее популярны – финны больше ценят те поздравления, которые адресант придумал лично.
Третий «кит» финского Рождества – ветчина kinkku. Для ее приготовления в Суоми закупается около 6,8 миллиона килограммов мяса (почти 7 тысяч тонн). Kinkku ставят на свой праздничный стол три четверти финнов (74%). 95% хозяек готовят ее только из отечественного мяса.
В предрождественскую неделю в пятимиллионной Финляндии магазины системы Alko посещают 2,2 миллиона клиентов. Объем продаж в эти дни составляет 130% от среднегодового.Больше всего продается глега – 575 тысяч литров, на втором месте – белое вино (380 тысяч), на третьем – пиво (214 тысяч). Продажи коньяка в этот период вырастают в 3,6 раза, портвейна – в 4,9 раз, шведского аквавита – в 4,2 раза, мадеры – в 3,5 раза, кальвадоса – в 3,8 раза и крем-ликеров – в 3,6 раза.
В итоге рождественские праздники добавляют финнам лишнего веса от 300 граммов до 5 килограммов, подсчитали статистики.
Очень многим финнам нравится на Рождество украшать свои дома живыми цветами, среди которых преобладают гиацинты, амариллисы и пуансеттия, или молочай красивейший, а по-фински joulutähti – рождественская звезда. На покупку предрождественских цветов в Финляндии уходит около 100 миллионов евро, и это пятый по величине объем продаж цветов в году.
Еще одна традиция – рождественские песни. В этом году они звучат в 40 церквях по всей Финляндии.
80% финнов отмечают Рождество дома. При этом 20% - в одиночестве.
Большинство ходят в сочельник в сауну. А каждый пятый уезжает праздновать за границу.
Самый популярный подарок 2012 года – смартфон или планшетник: в преддверии Рождества их было продано 1,1 миллиона штук на общую сумму около 400 миллионов евро. Хитом Рождества стали именно смартфоны.
Наконец, традиции называть детей именем Рождества (Joulu) в данный момент не существует, хотя в 1920-х годах такое имя было дано почти двум десяткам маленьких финнов, причем как мальчикам, так и девочкам. Зато в современной Финляндии, как утверждает Tilastokeskus, проживают четыре человека с именем Kinkku и один – с именем Sinappi (Горчица), и "Фонтанка.фи" от души желает им встретиться!