Смольный направил инвестору Орловского тоннеля официальное уведомление о расторжении договора. В качестве обоснования такого шага чиновники указывают на то, что... концессионер превысил смету в 55 млрд рублей и не вышел на стройплощадку в положенное время. Одновременно бюджету придется платить компенсацию: по договору, за один только проходческий щит подрядчику положено до 3 млрд рублей.
Проект строительства Орловского тоннеля, который должен был связать Смольную и Свердловскую набережные, был заморожен фактически сразу после назначения Георгия Полтавченко на должность губернатора. Вдруг было решено, что объект стоимостью 115 миллиардов рублей – слишком дорогое удовольствие для бюджета, тем более что проезд по нему будет платным. При этом концессионное соглашение между Смольным и Невской концессионной компанией, которую контролирует известный холдинг First Quantum депутата Госдумы Виталия Южилина, продолжало действовать.
В конце ноября в этой истории была поставлена точка. Как стало известно «Фонтанке», именно тогда губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление правительства Петербурга о прекращении действия соглашения. При этом, поступая так, Смольному нужно указать причину для своего решения. И взять ее нужно не с потолка, а из текста соглашения, где прописаны условия расторжения договора.
Как следует из постановления правительства, чиновники выбрали три причины. Первая – концессионер не представил документального подтверждения, что были подписаны все документы, касающиеся финансовой стороны сделки. Вторая – инвестор не начал строительство в заранее оговоренный срок. Третья – общая смета проекта превысила сумму в 55 миллиардов рублей.
Внешне эти аргументы звучат вполне весомо и обоснованно. Однако если вспомнить ход реализации проекта, то становится понятно, что на руках у Смольного слабые карты.
Как известно, Невская концессионная компания была готова начать подготовительные работы по строительству Орловского тоннеля уже в сентябре 2011 года, и остановили ее политические, а не технические вопросы. При этом финансовое закрытие сделки должно было состояться уже после начала работ, то есть предоставить соответствующие документы инвестор не мог при всем желании.
Что касается стоимости проекта, то, как неоднократно подчеркивали представители First Quantum, инициатива по удорожанию проекта исходила не от концессионера, а от города. Так, как рассказывал «Фонтанке» руководитель инфраструктурных проектов компании Шавкат Кары-Ниязов, первоначальная стоимость не включала в себя дополнительных работ по созданию дорожной инфраструктуры. По его словам, затем комитет по развитию транспортной инфраструктуры заявил, что набережные должны стать магистралями непрерывного движения. Это усложнило проект развязок на левом и правом берегах и увеличило стоимость до 115 миллиардов рублей.
Несмотря на всю спорность оснований для прекращения соглашения, Смольный дает инвестору 30 дней на их устранение. Именно такой срок прописан в договоре, и если в течение него нарушения устранены не будут, то договор о строительстве Орловского тоннеля можно считать расторгнутым.
Однако очень сложно представить, что НКК, в целях ликвидации нарушений, вдруг самовольно выйдет на стройплощадку, а затем пригласит чиновников для подписания финансового закрытия.
Впрочем, положение инвестора не столь бесправно: он может не согласиться с аргументацией Смольного и довести дела до суда. Тем более что ему положена компенсация: согласно концессионному соглашению, город обязуется вернуть деньги, потраченные на проектирование, на покупку в Германии тоннелепроходческого комплекса и даже выходные пособия сотрудникам НКК, которые потеряют работу из-за отказа от строительства. И речь идет о весьма ощутимых суммах: так, только за проходческий щит НКК может получить до 3 миллиардов рублей.
В профильном комитете по инвестициям и стратегическим проектам отказались говорить, какую компенсацию, по расчетам Смольного, должен выплатить в итоге городской бюджет, однако заметили, что инвестор не согласен с основаниями расторжения. В самом First Quantum на момент публикации этого материала не смогли сообщить, сколько уже было вложено в проект Орловского тоннеля.
Но в любом случае заплатят за отказ от проекта горожане, из чьих налогов в основном и формируется городской бюджет. При этом замены тоннелю пока нет: всю осень Смольный говорил о проекте круглосуточного Феодосийского моста, однако накануне стало известно, что КГА и КГИОП дали отрицательное заключение по его проекту.
Налогоплательщики Петербурга заплатят за отказ Смольного от Орловского тоннеля
ПО ТЕМЕ