В Петербурге готовятся презентовать новый международный театральный фестиваль, идею которого Смольный не оставил с уходом Дмитрия Месхиева и курировать который будет режиссер Лев Додин. 5 декабря вместе с «культурным» вице-губернатором Василием Кичеджи он расскажет общественности подробности нового проекта. «Фонтанка» же попыталась понять, нужен ли Петербургу еще один фестиваль и в силах ли город поднять его уровень до действительно международного.
Как известно, с уходом с поста председателя комитета по культуре Дмитрия Месхиева Смольный не оставил идеи организовать в Петербурге новый международный фестивальный проект небывалого масштаба. Известно также, что возглавить этот проект не отказался, безусловно, выдающийся российский режиссер Лев Додин. Но вопрос в данном случае не в фигурах, а в фестивальной ситуации как таковой, в том, насколько, в принципе, возможно создать сегодня в городе уникальный и масштабный фестиваль и зачем это делать?
Не так давно в Петербурге завершился двадцать второй по счету международный фестиваль «Балтийский дом», который работает сейчас на таком уровне, что к нему не придерешься. Это благодаря ему петербуржцы регулярно смотрят спектакли не только видных режиссеров бывшей советской Прибалтики, но и стран - лидеров европейского театрального процесса: Германии и Польши, причем представлены они именами действительно ведущих режиссеров.
Зрители «Балтийского дома» не понаслышке знакомы с гениальным поляком Кристианом Люпой и его давно состоявшимися в творческом плане учениками: Гжегожем Яжиной и Кшиштофом Варликовски. Это «Балтдом» привозил известного всей Европе немецкого режиссера Томаса Остермайера и не менее известного фламандца Люка Персеваля, работающего в Гамбурге. А также самого интересного режиссера сегодняшней Финляндии Кристиана Смедса.
Кого не привозил директор «Балтдома» Шуб, того привозил Валерий Фокин на свой более молодой фестиваль национальных театров «Александринский» (впервые прошел в 2006 году). В его афише фигурировали поляки Майя Клечевска и Ежи Яроцкий, колоссальный Михаэль Тальхаймер, художественный руководитель Немецкого театра в Берлине, и классик эксперимента Маттиас Лангхофф, а также возглавивший после смерти Стрелера «Пикколо Театро ли Милано» Лука Ронкони.
Ну а то, что один из самых интересных персонажей современного театра Кристоф Марталер был в Петербурге единственный раз 15 лет назад, то, что один из последних спектаклей латыша Алвиса Херманиса «Платонов», поставленный им в прославленном венском Бургтеатре с великолепным Мартином Вуттке (Гитлер в «Отпетых ублюдках» Тарантино), скорее всего, приедет в Омск раньше, чем в город на Неве, то, что из трилогии Кристиана Люпы «Персона» на питерской сцене был сыгран только один спектакль, да и вообще знакомство с ведущими европейскими режиссерами у петербуржцев точечное, по большей части одноразовое, – это уже вопрос приоритетов не организаторов фестивалей, а Министерства культуры, вопрос финансовых вложений в конкретные проекты и в культуру вообще.
На вопрос автора этих строк, нужен ли городу новый фестиваль, сам Валерий Фокин сказал, что, в принципе, не видит ничего плохого в том, чтобы еще один фестиваль в Петербурге появился. Что с фестивалем «Александринский», который делает ставку на национальные театры мира и финансируется из федерального бюджета и спонсорских вложений, новый фестивальный проект никак не пересечется.
Зато, по мнению Фокина, этот городской проект вполне может задеть «Балтийский дом», который работает давно и интересно: «Довольно часто приходится слышать от наших чиновников: "Ну вот мы же открыли новое в той же сфере, так что финансировать в прежнем объеме старое мы уже не можем", – не хотелось бы, чтобы такое произошло». «Однако, - добавил Валерий Фокин, - совершенно отдельно от вопросов финансирования само то, что фестиваль возглавит Лев Додин, уже представляет лично для меня безусловный интерес, потому что мне всегда интересны приоритеты Льва Абрамовича, который является крупнейшей фигурой в мировом театре».
Фигура Додина – то, с чем действительно не поспоришь (тут петербургские власти в кои-то веки проявили себя стратегами). Его участие способно придать смысл – причем и художественный, и глубоко философский – любому начинанию, в котором Додин согласится участвовать. Кроме того, с прошлого года Додин является почетным председателем Союза театров Европы, а это создает дополнительные возможности. Другое дело, что возможности в фестивальной области, в принципе, ограничены.
Режиссеры, в отличие от писателей, не могут творить «в стол», их профессия публична. Это я к тому, что имена всех ведущих режиссеров мира известны – их можно отыскать в афише как минимум трех крупнейших европейских фестивалей: Авиньонского, Эдинбургского и Венского. Петербург в плане фестивального движения хэдлайнером никак не назовешь – он не продюсирует для фестивальных показов спектаклей значительных режиссеров, не устраивает, за крайне редким исключением, мировых премьер, да и, в принципе, премьерные – самые дорогие – европейские спектакли в Питере почти не увидишь. Но странно было бы думать, что руководители уже существующих фестивалей, Сергей Шуб и Валерий Фокин, не хотели бы, чтобы все это существовало в их проектах.
Пока что в России и во всем мире количество фестивалей с собственным лицом все уменьшается, по мере того как увеличивается их общее количество. Афиши театральных форумов, по большей части, повторяют одна другую, и в России - особенно. Вот недавний пример: во время «Балтийского дома», едва посмотрев в Петербурге спектакль «Вишневый сад» Люка Персеваля, поставленный им в Театре Талия в Гамбурге, я отправилась в Москву – и первые, кого я увидела на перроне, были представители столичного фестиваля «Сезон Станиславского», они встречали группу того же Театра Талия, которая должна была играть тот же «Вишневый сад» на следующий день в Москве. А в день моего приезда в афише «Сезона Станиславского» значился намедни открывший «Балтдом» Някрошюс, «Божественная комедия».
Если приводить пример фестиваля, известного именно своей непохожестью на остальные, - так это фестиваль «NET – Новый европейский театр» - тот, что ежегодно проводят в столице критики Марина Давыдова и Роман Должанский. Но для них современный, радикальный театр – сфера приоритетов, и с их осведомленностью в этой сфере мало кто поспорит. Знакомство Петербурга с дерзкими, новаторскими, талантливыми европейскими постановками и в самом деле минимально, но радикальный, провокационный театр на грани фола уж точно нельзя назвать коньком Льва Додина. И хотя он с неугасающим интересом относится ко всем ярким профессиональным проявлениям театральной жизни, экспертом в этой области его не назовешь, и трудно себе представить, чтобы его увлекла идея создания в Петербурге фестиваля, условно говоря, экстремального театра.
Наконец, новый фестиваль потребует новой организационной базы. И тут стоит вспомнить, что, когда десять лет назад Лев Додин как представитель Союза театров Европы выступал одним из руководителей фестиваля СТЕ в Петербурге, он объединился с руководителем «Балтийского дома» Сергеем Шубом – и Балтийский международный фестивальный центр выступил в качестве организационного партнера проекта. Мощную организационную базу для крупного форума практически невозможно создать в одночасье, хотя бы и при наличии серьезных денег – это бесспорно.
Но даже при всех этих оговорках нельзя исключать вероятности того, что 5 декабря в 14.00 – время, на которое намечено представление нового фестиваля в Петербурге, – Лев Додин озвучит какую-нибудь вполне замечательную идею, которая откроет новые пути развития фестивального движения, как открывает он новые смыслы, воплощая на сцене пьесы, которые, как кажется, уже вычерпали до дна все возможности постановщиков. Ну вот как «Три сестры» Чехова, например.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»