Премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что пропаганда не справляется с курением. Надо вводить запрет – "тотальный, полный" – на вредную привычку. В общественных местах. Он особо выделил "здания, где расположены органы государственной власти". Население – как курящее, так и некурящее –больше встревожено не тем, как обойдутся без сигарет коллеги премьер-министра, а тем, что станет с пепельницами в кафе и ресторанах. Свои мнения о том, чем может обернуться очередная идея нашего заботливого правительства, "Фонтанке" высказали известные общественные деятели.
Покончив с охраной детей от вредной информации, власть взялась за охрану взрослых от табакокурения. И ведь все мыслящие люди понимали, что детей действительно надо бы кое от чего оградить. И ведь прав Дмитрий Медведев, что "самая курящая страна в мире" – это "самая отсталая", потому, что "курят обычно в самых неблагополучных странах". И спасибо, что новым законом правительство собирается "защитить тех, кто не хочет травиться чужим табачным дымом".
Беда в том, с какого конца власть опять взялась решать проблему.
Закон "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" был первым вопросом в повестке дня заседания правительства в четверг, 18 октября. Дмитрий Медведев заявил, что проблему "не решить пропагандой здорового образа жизни". Поэтому закон предусматривает с января 2015 года "запрет курения в общественных местах тотальный, полный".
Политолог Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, признаёт, что "другого варианта нет", и нам, по опыту передовых стран, действительно "в какой-то момент надо запретить людям сокращать свою жизнь, даже если им это очень нравится". Только ситуация у нас несколько не та, что в передовых странах. "Помните, что было с попыткой ввести налог на рыбалку? – сравнивает он. – Теперь будет то же самое".
– Люди будут к этому закону относиться наплевательски – и будут правы, – предсказывает политолог. – Этот запрет – вообще-то вторжение в частную жизнь. такое вторжение требует от власти абсолютной легитимности. если человек власти доверяет, то он будет плеваться, он будет ругаться, говорить, что это фашизм, но всё равно уступит. Если же это делают Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин, то он будет воспринимать это просто как очередной наезд на его частную жизнь, на его привычки. Прежде чем лезть в нашу частную жизнь – добейтесь нашего доверия.
Все последствия "тотальных запретов", считает Глеб Павловский, опять сведутся к взяткам. На этот раз – полицейским, которые пойдут проверять кафе и рестораны.
Блогер и "один из отцов Рунета" Антон Носик, по специальности – врач, тоже считает, что запрет бесполезен.
– Есть деятельность, направленная на результат, а есть деятельность, направленная на создание видимости, – говорит он. – Там, где деятельность направлена на результат, – в странах Евросоюза, в Соединённых Штатах Америки, в Канаде – можно увидеть результат. А там, где она направлена на создание видимости, будут в кафе на стене висеть вывески о запрете курения – перечёркнутые сигареты, а под ними будут стоять пепельницы.
Кардиохирург Яков Бранд, профессор, завотделением неотложной кардиохирургии НИИ скорой помощи имени Склифосовского, после введения запрета ждёт всплеска простуд. Потому что в заведениях общепита курильщики начнут выбегать на улицу подымить.
– У нас же Калифорния, у нас на улице –30 не бывает! – усмехается он. – Количество заболеваний увеличится. Пневмоний. Придётся людей лечить. Но этого же никто не считает. Модно сделать вот так – и никто ничего не обсуждает.
Впрочем, согласен он, некурящих тоже надо защищать. Только не "тотальными запретами".
– Конечно, некурящие люди не должны глотать табачный дым, – признаёт доктор Бранд. – И правильно, что в самолёте запрещено курить. Но в общественных местах, по крайней мере – в увеселительных, должны быть зоны для курящих и зоны для некурящих.
Сам доктор много лет мечтает бросить.
– Я, к сожалению, работаю в такой области, что вижу последствия курения, и каждый день задумываюсь, как бы мне бросить курить, – делится он с "Фонтанкой". – Сам я начал курить ещё тогда, когда не был доктором. Это ужасно. Очень хочу бросить – независимо от политики государства. Но не могу.
И насчёт пропаганды доктор с премьером нашим не согласен.
– Нужна пропаганда, чтобы молодые люди не начинали курить, чтобы это было немодно, непрестижно, – говорит он. – Для этого нужны бесплатные спортивные школы и так далее…
Вот депутат Госдумы, боксёр Николай Валуев не курит: "Сочетать это со спортом сложновато", – говорит. Правда, признаётся, что в юности пробовал. Но не втянулся.
– Я такой человек, что не люблю от чего-то зависеть, – объясняет спортсмен. – В том числе и от вредных привычек.
Запреты депутат Валуев поддерживает. Потому что, говорит, кроме прав курильщиков есть ещё и права некурящих.
– Вопят сейчас о правах не курильщики, – считает он. – Вопят больше те, кто торгует табаком. Кричат, что права курильщиков будут ущемлены. Но до 2015 года, с которого начнёт действовать запрет, у ресторанов и кафе будет возможность создать места, где курильщики смогут сесть с сигаретой без вреда для окружающих.
Правительству надо бы спросить о борьбе с курением у вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи. Вот он курил, курил – да и бросил.
– Курил больше 30 лет, но бросил в один день, – рассказывает Василий Николаевич. – В возрасте 50 лет. Родилась дочка – и на следующий день бросил. Восемь лет прошло, а я до сих пор себе удивляюсь.
"Фонтанке" вице-губернатор пообещал, что правительство Петербурга станет курильщикам помогать бросить это дело. Деньгами. Направленными на социальную рекламу. "Курильщики – это же тоже наш народ", – заботливо добавляет он.
Ректор Санкт-Петербургского медуниверситета имени Павлова Сергей Багненко, ещё в бытность свою главой НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, помогал как раз некурящим.
– В институте Джанелидзе мы около 10 лет делали стимулирующие выплаты людям, которые не курят, – рассказывает он. – Вот это – правильный путь. Тот, кто курит, вредит не только себе, но и окружающим. Он явно снижает эффективность своего труда.
В России, как напомнил коллегам премьер-министр, "курит 44 миллиона человек, треть страны, включая детей". Сегодня по объёму табачного рынка мы находимся на втором месте в мире после Китая.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"