От 10 до 15% всех угонов автотранспорта, совершаемых в Петербурге, приходится на кражи спецтехники. Раскрывается менее 1%. Полицейские Петербурга провели спецоперацию с коммунальным названием «Автомобиль-Спецтранс», главной целью которой было хоть как-то улучшить статистику.
В конце июля полицейские Петербурга провели спецоперацию с коммунальным названием «Автомобиль-Спецтранс», главной целью которой было хоть как-то улучшить статистику по кражам спецтехники – на ее долю приходится 10-15% всех угонов, а раскрывается менее 1%. Впрочем, как говорят эксперты, пока не будет доступа к базе Ростехнадзора, а сама база не станет современной, поиски угнанных тракторов будут напоминать погоню за комаром-обидчиком по болоту.
Бытовое представление об угоне транспортного средства основано на штампах киноиндустрии: подбежал к машине, вскрыл ее за полминуты, покрутил проводки – и быстро унесся, затерявшись в потоке. Автокран, грузовик с манипулятором или уж тем более трактор в это представление не вписывается. Однако реальность говорит о другом: по данным «Фонтанки», от 10 до 15% угонов, регистрируемых на территории Петербурга каждый год, связаны именно с кражей спецтехники.
Как говорят игроки рынка, ворам не мешают ни заборы, ни идущие вокруг строительные работы. Например, как рассказал «Фонтанке» главный инженер «Дорожника-92» Виктор Котляров, два года назад у компании угнали экскаватор-погрузчик прямо с площадки, где в этот момент возводился южный участок ЗСД. «Водитель ушел на обед, забрав ключ с собой. Вернулся – а погрузчика нет. Скорее всего, у вора был дубликат», – рассказывает он.
При этом, по словам специалистов, иногда мошенники даже не утруждают себя тем, чтобы поскорее погрузить украденную технику на платформу, а какое-то время свободно едут на ней. Так, эксперт Ассоциации по противодействию страховому мошенничеству Сергей Жуков вспоминает, как недавно ночью под Колпино украли гусеничный погрузчик, а потом 3 километра колесили на нем по полю, никого не стесняясь и оставляя за собой идеально заметный след.
Не помогают даже спутниковые датчики, которые в последнее время устанавливают на спецтехнике дилеры: зачастую у воров есть сообщники среди сотрудников дилерского центра, и они знают, как оперативно это оборудование отключить. Добавим также, что 30% краж спецтехники – это самоугоны, когда собственник трактора воруют его сам у себя, чтобы получить страховку и не платить по кредиту, если транспорт был взята в лизинг.
При этом статистика по найденным тракторам и самосвалам крайне низкая и составляет доли процента: в 8-м, "противоугонном" отделе главка, есть лишь несколько человек, которые занимаются кражами спецтехники. Больше всего от этой ситуации, естественно, страдают страховщики: даже самый дешевый погрузчик стоит столько же, сколько и элитный автомобиль – около 1,5 млн рублей. В среднем же цены на такого рода транспортные средства начинаются в районе 3 млн и заканчиваются за 9 млн и выше. Именно поэтому в июне на руководство ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области вышли представители крупнейшей страховой компании «Ресо-Гарантия» с предложением создать оперативную группу из следователей, которая займется борьбой с угонами спецтехники.
В итоге такая группа была создана, а ГУ МВД в последнюю неделю июля провело масштабную операцию по поиску украденных тракторов и самосвалов. Как сообщила 6 августа пресс-служба главка, за пять дней операции с коммунальным названием «Автомобиль-Спецтранс» было проверено 3300 единиц большегрузой и строительной техники. Правда, подавляющее большинство проверенного транспорта оказалось «чистым» – в итоге было изъято только 9 единиц, официально находящихся в розыске, а у 24 были обнаружены признаки изменения заводских номеров.
Как замечают эксперты, подлинная борьба с угонами спецтехники может начаться только тогда, когда правоохранительные органы смогут скоординировать свою работу с Ростехнадзором, который сейчас занимается регистрацией таких транспортных средств. Сейчас, если сотрудник ГИБДД остановит фуру, которая везет трактор, то максимум, что он может сделать, – это посмотреть, нет ли этого трактора в розыске. Если же на нем установлены иные регистрационные или изменены заводские номера, то понять, нет ли криминального прошлого у этого транспортного средства, он не может. Сделать это можно, получив оперативный доступ к базе Ростехнадзора, однако пока такой возможности у полицейских нет. Предполагается, что недавно созданная внутри главка группа и должна будет наладить сотрудничество с этим ведомством.
Впрочем, даже получив туда доступ, отловить угнанный трактор все равно будет не просто. Дело в том, что сейчас территориальные базы Ростехнадзора слабо связаны друг с другом, и поэтому зачастую спецтехнику угоняют в одном регионе, сбивают номера, а затем без проблем регистрируют в другой области или крае. В пресс-службе Ростехнадзора «Фонтанке» подтвердили, что каждое территориальное управление имеет собственные базы, но не смогли сказать, насколько они скоординированы друг с другом. При этом там подтвердили, что изменить VIN-номер спецтехники довольно легко.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"