«Фонтанке» стали известны детали проекта по реконструкции Обводного канала на основе государственно-частного партнерства. Предполагается, что инвестор за свой счет построит четыре тоннеля и две развязки, а деньги из бюджета получит в течение 10 лет после окончания работ. Поддержку проекта Смольный запросил у Минтранса – в размере 75% от общей стоимости в 24 млрд рублей.
«Фонтанке» стали известны детали проекта по реконструкции Обводного канала на основе государственно-частного партнерства. Предполагается, что инвестор за свой счет построит четыре тоннеля и две развязки, а деньги из бюджета получит в течение 10 лет после окончания работ. Поддержку проекта Смольный запросил у Минтранса – в размере 75% от общей стоимости в 24 млрд рублей.
Об идее Смольного провести реконструкцию Обводного канала на основе государственно-частного партнерства стало известно в конце марта. Однако тогда было непонятно, каким будет формат участия инвестора в проекте и за счет чего частная компания сможет заработать – высказывалось даже предположение, что проезд по одной из ключевых магистралей города сделают платным.
Но в итоге подтвердилось другое предположение нашего издания. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов, реконструкцию Обводного канала будут вести на основе заморской инвестиционной диковинки – так называемого «контракта жизненного цикла» (КЖЦ; от английского life cycle contract). В странах Европы и США КЖЦ используется в следующем виде: подрядчик строит или ремонтирует дорогу за свой счет или с помощью заемных средств; государство начинает оплачивать работы лишь после сдачи объекта, причем эти платежи растянуты в течение определенного срока. До окончания данного периода частная компания занимается обслуживанием и эксплуатацией магистрали.
Как уже рассказывала «Фонтанка», в зарубежных странах КЖЦ применяется при строительстве технологически сложных объектов. Планируемая реконструкция Обводного канала вполне подпадает под эту категорию: здесь предполагается построить четыре тоннеля на пересечении Обводного со Старо-Петергофским, Московским и Лиговским проспектами, а также развязки на пересечении с рекой Екатерингофкой и проспектом Обуховской Обороны. И очевидно, что город не хочет, чтобы повторилась история с другим объектом на Обводном – набережными под "американскими" мостами: конкурс на их реконструкцию, серьезно снизив стартовую цену, выиграла компания «Флора», однако так ничего и не сделала, но при этом получила аванс.
По словам Алексея Чичканова, планируется, что инвестор, который возьмется за реконструкцию Обводного, после строительства будет эксплуатировать объект в течение 10 лет. Как и предполагает классический контракт жизненного цикла, в договоре с городом будут прописаны штрафные санкции. Если выяснится, что работы были выполнены некачественно и дорогу нужно ремонтировать слишком часто, подрядчик просто получит из бюджета меньше денег.
Общая стоимость всех работ сейчас оценивается в 24 млрд., однако в дальнейшем, по словам Алексея Чичканова, она может вырасти до 30 млрд. При этом в Смольном надеются, что частично средства поступят из федерального бюджета – для этого петербургское правительство уже направило письмо в Минтранс с просьбой внести этот объект в список проектов, финансируемых за счет федерального инвестфонда. Запрошенная сумма – 75% от общей стоимости объекта. Это максимальный объем софинасирования, который может выделяться из инвестфонда, и в Смольном понимают, что в итоге Москва может снизить процент федеральных денег.
Что касается прибыли инвестора, то, как рассказал глава КИСП, она будет заложена в стоимость контракта. Однако и в таком случае возникает вопрос - заинтересует ли данный проект частную компанию, ведь для проведения реконструкции ей, скорее всего, понадобятся заемные средства, отдать которые она сможет только через несколько лет после завершения всех работ, оказавшись при этом в прямой зависимости от государства.
Отметим, что региональный закон, регламентирующий применение контракта жизненного цикла в Петербурге, был принят еще летом 2011 года. Предполагалось, что первыми дорогами, построенными по этой схеме, станут улицы в жилом комплексе «Славянка», который компания «Балтрос» сейчас строит восточнее Пушкина. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор «Балтроса» Олег Еремин, речь идет о 13 км дорожного полотна общей стоимостью примерно в 1 млрд. рублей. Однако сейчас, по его словам, этот проект фактически подвис: комитет по благоустройству против того, чтобы дороги обслуживал кто-то другой, кроме города, а без этого теряется весь смысл КЖЦ. При этом за свой счет инвестор возвести их уже не может, так как все земли были переданы государству.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"