Попытка наследницы владельца земельного участка в Лисьем Носу, национализированного в 1917 году, вернуть собственность не увенчалась успехом.
Российские служители Фемиды сочли законным подписанный Владимиром Лениным Декрет о конфискации частной собственности, изданный спустя два дня после октябрьского переворота.
Иск в суд подала внучка собственника земельного надела – петербурженка Майя Яковченко. К заявлению она приложила документы из Центрального государственного исторического архива, в том числе решение Петроградской уездной земской Управы о выделении ее дедушке участка в поселке Лисий Нос Стародеревенской волости. В качестве ответчиков наследница землевладельца призвала все государственные ведомства, связанные с казенным имуществом – администрацию Курортного района, налоговую службу, территориальное управление Росимущества и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Не отрицая факта наличия наследственных прав, чиновники и служители Фемиды указали на факт экспроприации спорного участка. Декретом, принятым на II Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года, определено, что право частной собственности на землю отменяется навсегда: «Вся земля – государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д. – отчуждалась безвозмездно, обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся», – констатировал уже российский суд.
Отказывая наследнице, суд исследовал и дальнейшее развитие земельного права: Гражданские кодексы РСФСР 1922 и 1964 годов также содержали нормы исключительно о государственном праве собственности на угодья. Санкт-Петербургский городской суд счел выводы первой инстанции законными и обоснованными.
Аналогичным образом служители Фемиды применяют и Декрет об отделении государства от церкви, которым пришедшие к власти большевики лишили собственности приходы, монастыри и иные церковные учреждения. Сейчас такая недвижимость возвращается в ходе проводимой реституции, но что, как и когда отдавать, зависит от воли чиновников. Иски религиозных организаций о признании прав собственности на здания и земли, как правило, отклоняются.
В то же время некоторым истцам удается обойти нормы «революционного права». Например, Иркутский областной суд признал право наследников мещанина Бредицкого бесплатно получить в собственность участок, который был предоставлен их семье в 1902 году. При этом суд отверг ссылки администрации на подписанные Лениным декреты, инструкции Народного комиссариата юстиции и иных постреволюционных ведомств.