Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
7 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Афиша Plus Театры Юрий Бутусов уповает на «Сапсан» (фото)

Юрий Бутусов уповает на «Сапсан» (фото)

647

В Театре им. Ленсовета прошла встреча нового главного режиссера Юрия Бутусова и бессменного директора Валерия Градковского, а также постановщиков двух ближайших премьер: Олега Левакова и Марии Романовой – с театральной общественностью и журналистами. Директор предъявил отремонтированную малую сцену, а новый главреж, инаугурационной речи которого ждали полгода, – громадье планов, заманчивое, но мало поддержанное конкретикой.

Малая сцена Театра им. Ленсовета появилась в 1974 году – для экспериментальных работ учеников легендарного худрука Игоря Владимирова. Театру не хватало площадей, и Владимиров добился установки горизонтальной перегородки под высоченным потолком зрительского кафе. Знакомые очертания после проведенного ремонта остались, но былой обшарпанности нет и следа. Теперь у малой сцены театра появился и отдельный вход со своим гардеробом. Как рассказал Валерий Градковский, над проектом реконструкции малой сцены работали аж с 2006 года: настолько необычным, нетиповым оказалось это театральное помещение. Финансировали строительство не только правительство города, но и Всемирный банк реконструкции и развития, частные фонды. Часть денег для ремонта была заработана самим театром. Градковский похвастал, что на обновленной площадке не только установлены новейшие световое и звуковое оборудование, но и соблюдены в точности все противопожарные нормы. Сцена теперь легко трансформируется: можно расположить подмостки и зрительские кресла в той геометрии, которая удобна постановщику.

Выпускающий к 78-му дню рождения театра первый спектакль на обновленной сцене (чеховскую «Чайку») актер и режиссер Олег Леваков предпочел для своей постановки максимально сократить число зрительских мест, а большую часть пространства занять огромным столом, за которым герои Чехова, видимо, будут играть в лото. Пока что за этим столом рассадили гостей встречи, чтобы создать атмосферу уюта. Атмосферу немного нарушил вопрос пресс-атташе «Небольшого драматического театра» Марии Долматовой – собирается ли Театр им. Ленсовета продолжать политику своего покойного худрука Владислава Пази и предоставлять малую сцену молодым и экспериментальным коллективам. Вопрос был задан с явным намеком: напроситься на приглашение на сцену, где «НебДТ» Льва Эренбурга когда-то работал много и плодотворно. Однако Валерий Градковский в упор не заметил подтекста и ограничился обтекаемым ответом: с одной стороны, будем предоставлять, с другой, будем приглашать, но не всех.

Довольно коротко о грядущих в ближайшие дни премьерах поведали постановщики. Олег Леваков сказал, что в целом у него спектакль сложился, но в частностях не всё еще выходит, как хотелось бы. Молодой режиссер Мария Романова проявила верность оптимистическому мировоззрению своего учителя Григория Козлова и заявила, что пьеса Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина», которую она на днях выпускает на большой сцене театра, «живая и интересная, в ней много человеческого». Социальная патетика пьесы знаменитого немецкого сатирика-экспрессиониста Романову не так волнует, как затрагиваемая в ней тема любви.

Тут слово перехватил Юрий Бутусов, назначенный главным режиссером театра еще в феврале этого года, но впервые вышедший к прессе с рассказом о своих творческих планах. Бутусов признался, что именно он предложил Романовой «Казимира и Каролину» и выразил надежду, что тема социального одиночества и разлитой в социальной атмосфере тревоги в спектакле всё-таки прозвучит. Думается, пьеса фон Хорвата была выбрана не случайно: и в ее фабуле, и в идейном потенциале заметны переклички с «Войцеком» Бюхнера, которым сам Юрий Бутусов дебютировал в Театре Ленсовета 15 лет назад. Пусть и чужими руками, но Юрий Николаевич обозначает начало нового, «бутусовского», периода в жизни театра.

Период этот действительно начался. На встрече об этом не было сказано ни слова, но в начале сезона Бутусов круто разредил репертуар: с афиши слетело несколько спектаклей, поставленных недавно, и несколько старых кассовых хитов от Владислава Пази. Речь, произнесенная новым главрежем на встрече, бодрила бескомпромиссностью и радикализмом. Бутусов говорил и о необходимости обновления труппы («без варварских мер»), и о важности учета мировых театральных тенденций. Посетовал, что Петербургу не хватает конкурентности московского театрального пространства, что нашим пенатам зачастую милей закрытость и замкнутость, на деле маскирующие лень и самоуспокоенность. В ответ на традиционный вопрос «о традициях» Бутусов даже вспылил, подчеркнув, что настоящий театр – это всегда эксперимент, а традиции больше подобают музею. Режиссер сообщил, что намерен сочетать работу в Москве с работой в Петербурге, пока «есть силы и есть “Сапсан”», таинственно намекнул, что в ленсоветовских спектаклях появятся новые актеры, в частности, в грядущем «Лесе» – Дмитрий Лысенков, который будет репетировать, не покидая труппу Александринки. На вопрос о привлечении Хабенского и Пореченкова, друзей творческой молодости Юрия Николаевича, режиссер ответил довольно резко: «Ну что там осталось?» – и заговорил о тлетворном влиянии актерских киносъемок на театральный процесс. Досталось по ходу и лаборатории «ON.Театр», которой покровительствовал прошлый главреж театра Гарольд Стрелков: она, по мнению Бутусова, не произвела заметных позитивных изменений в петербургском театральном пейзаже.

Речь Бутусова впечатлила, вот только предъявленные общественности планы на сезон не вполне соответствовали ее пафосу. Они кажутся сверстанными рукой Стрелкова, а не Бутусова. Помимо Марии Романовой спектакль в «Ленсовете» поставит еще одна резидентка «ON.Театра» Екатерина Максимова (пьеса «Лодочник» Анны Яблонской), эстетическим идеалом которой, судя по ее «лабораторной» «Блондинке», являются советские спектакли 70-х, к тому же не лучшие. Большую сцену отдадут молодому режиссеру Олегу Еремину («Смерть коммивояжера» Артура Миллера), чьи идеалы куда прогрессивней, а вот профессиональной стабильностью, судя по провалу его «Вампилова» на чердаке Александринки, они не подкреплены. Для одаренного москвича Кирилла Вытоптова «Лес» Островского станет дебютом на большой сцене. Остается уповать на «Сапсан» и на шекспировского «Макбета», за которого в конце сезона обещает взяться сам Бутусов.

Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

Главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов
Директор Театра им. Ленсовета Валерий Градковский
Режиссер Мария Романова
Главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов
Главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов
1 из 5
Главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях