Министерство финансов России может пресечь или как минимум затруднить деятельность подпольных игорных заведений, ограничив возможность использования ими лотерейных автоматов и иного оборудования. Легально принимать ставки и выдавать квитанции смогут только терминалы, внесенные в специальный реестр.
Согласно представленному проекту, регистрация лотерейного оборудования и контроль «лотерейщиков» возлагается на Федеральную налоговую службу. Заявитель должен подтвердить свои права на используемые терминалы и саму лотерею и т.д. Также требуется представить результаты экспертизы, подтверждающей отсутствие в устройствах или программах скрытых (недекларированных) возможностей заранее изменить или определить результаты розыгрыша призового фонда. Срок регистрации оборудования составит 30 дней, причем внесенные в реестр автоматы можно использовать только для проведения одной лотереи. Для организации новой компании или предпринимателю придется вновь представить комплект документов (с небольшими исключениями) и получить новую выписку. В то же время критерии, по которым чиновники налоговой службы будут отделять фактически игровые автоматы от лотерейных, в представленном проекте правил не прописаны.
По мнению прокуратуры Санкт-Петербурга, таких правовых механизмов или технических регламентов до сих пор не существует, а однозначно идентифицировать оборудование не всегда могут даже эксперты. Поэтому зачастую проводимые прокуратурой и полицией рейды против подпольных игорных заведений не приводят к положительным результатам – суд признает работу лотерейных клубов законной и обязывает правоохранительные органы вернуть изъятое оборудование. Напомним, что ранее тот же Минфин по поручению правительства России разработал законопроект, существенно ограничивающий использование лотерейных автоматов. В частности, предлагалось запретить их использование для приема ставок, а продавать билеты через терминалы разрешалось только при проведении всероссийских государственных лотерей. Еще в июле парламентарии одобрили этот законопроект в первом чтении, но дальнейшая работа по его принятию оказалась фактически приостановленной.