В начале сентября активизировались эвакуаторы - стали, как уверяют читатели, активнее увозить неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки. И хотя эвакуация пока бесплатна, водителям все равно пришлось платить - сторожам автостоянок. «Водитель Петербурга» выяснял, что это за коррупция на низовом уровне.
Вот несколько историй, рассказанных нам водителями:
- Я оставила свой Nissan у «Владимирского пассажа». Зашла с дочкой в кондитерскую буквально на пять минут, - говорит Наталья. - Когда вышла, машины уже не было, даже эвакуатора след простыл, но какой-то паренек, работавший на другом эвакуаторе, сказал, что отвезли ее на улицу Красных Текстильщиков. Не знаю, видели ли эвакуаторные службы, что забирают машину у семьи с ребенком, которого придется теперь таскать по всем инстанциям. В любом случае, им было все равно. На штрафстоянке разъяснили, что отдать машину прямо сейчас мне не могут. Посоветовали ехать в районную ГИБДД на Маяковского и ждать, когда начнется прием у инспектора, который выпишет мне штраф и разрешение на получение авто. Инспектор, сказали, придет в восемь вечера, а на часах было всего два часа дня. Кстати, на штрафстоянку меня не пустили. Затем эвакуаторщик, который меня привез, проникся моими переживаниями и ушел на стоянку поговорить.
Вернулся и сказал, что вообще-то машину могут выдать сразу, за 3000 рублей. Я решила поторговаться - сбила цену до 2000. И сразу получила на руки и штрафную квитанцию (ее надо оплатить в течение месяца), и машину, и протокол.
В аналогичной ситуации 1 сентября этого года оказался Федор, чей внедорожник увезли с улицы Одоевского, где он якобы мешал подъезду к мусорной площадке. Была середина дня, Федор заметил эвакуатор, когда он только выруливал с улицы, догнал, преградил дорогу, вступил в переговоры с водителем. Машину тот так и не отдал: заявил, что делать это запрещено, тем более что инспектор, который ее «задержал», уже куда-то ушел.
- На штрафстоянке на Шкиперском протоке меня отправили в отдел ГИБДД в переулке Каховского, сказав, что вообще прием там начинается в 7 часов вечера. Спросил, нельзя ли быстрее, сказали – «можно». Пришлось расстаться с 1500 рублями плюс выписанный штраф на 300 рублей, и машину выдали сразу. А что было делать: 1 сентября у меня и у ребенка масса дел.
Напомним, что официально эвакуация на штрафстоянку и первые сутки хранения авто на штрафстоянке - совершенно бесплатны. За это платит бюджет. Таким образом, получение с водителей 1500 - 2000 рублей - маленький личный бизнес сотрудников штрафстоянок. А может, и не маленький, может, обо всем этом знают и владельцы штрафстоянок?
Представитель Городского центра автостоянок и гаражей (ему принадлежат четыре городские спецплощадки: на Грузинской, 3/1б, Касимовской, 2, Автовской, 33, и на углу Красных Текстильщиков и Моисеенко. Остальные штрафстоянки принадлежат частным компаниям) заявил, что разбирать частные случаи с необоснованными поборами они готовы - как только поступят соответствующие заявления от обиженных клиентов. Но пока таких жалоб не было.
- Это не мы писали правила принудительной эвакуации и правила возврата, так что к нам претензий быть не должно, - заявили в ГЦАГ. - Нам самим было б удобнее, если бы разрешение на выдачу выдавал бы любой инспектор ДПС, хоть первый встречный. Но по закону это может сделать только тот, кто арестовал машину.
Директор ассоциации спецплощадок Борис Вьюшкин сказал «Водителю Петербурга», что, конечно, неплохо было бы, если бы прямо на штрафстоянке дежурил инспектор ГИБДД и сразу подписывал протокол. «Мы предлагали сделать единый стационарный пост, где сидел бы инспектор, ответственный только за выдачу арестованных машин, но - по всему городу, - говорит Вьюшкин. - Нам ответили: нет, инспектор должен работать на трассе. Тем более, сейчас идет сокращение состава. Посадить на каждую стоянку инспектора - тем более утопия. А сторож сам выдавать машину не может, у него нет полномочий».
Главной задачей принудительной эвакуации, говорит Вьюшкин, является неотвратимость наказания за неправильную парковку. Арестовать машину может только должностное лицо - гаишник. И разрешить к выдаче - тоже. Написать протокол он может только в отношении конкретного физического лица, а не «красного «Форда» с номером 777». Чтобы выманить это лицо на свет, его машину и увозят. Хотя блокираторы были бы такой же действенной мерой.
«Лучше всего, если бы применялась фотофиксация: тогда у нас привлекали бы к ответственности всех нарушителей, а не только тех, кому не повезло, - говорит Вьюшкин. - Скоростные камеры на трассах показали, что этот принцип действует. Кроме того, это существенно разгрузило бы штрафстоянки и эвакуаторы. Но идею с блокираторами не могут реализовать уже лет восемь, а про фото и речи не идет. Я выступаю за комплексную борьбу с любым асоциальным явлением, в том числе - с нарушителями правил парковки. А если у нас из всего комплекса оставляют одни только эвакуаторы, борьба эффективной не будет».